Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Обучение грамоте»

СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка………………………………………………....3
1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы………5
1.3. Ожидаемые результаты реализации образовательной программы….6
1.4. Условия реализации программы…………………………………..…...6
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Организация процесса обучения……………………………………...8
2.2. Перспективный план для детей 5-6 лет……………….......................11
2.3. Перспективный план для детей 6-7 лет………………………….… 12
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация занятий …….…………........................................………12
3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Особенности организации предметно-развивающей среды….13
3.2.2. Материально-техническое обеспечение Программы…………13
3.3. Мониторинг освоения детьми программного материала……………14
3.4. Перечень методических пособий……………………...………....……15

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе
воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество
детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди
них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не
овладевшие
в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея
полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению
школьной программы из-за недостаточного развития фонематического
восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости,
особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки
в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что
звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно
дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс
овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с
формированием
слухоречедвигательного
взаимодействия,
которое
выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации
на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором
недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном
возрасте.
Обучение детей по специализированным (коррекционным) программам
позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и
сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты ещё в
дошкольный период. Своевременное и личностно-ориентированное
воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть
ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым
условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся
сверстников.
Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и
предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух
ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует
развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности,
нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Кружок «Обучение грамоте» - это учёба и игра. Игровая формы работы
очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие
способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные
игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические,
лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже
подвижные игры.
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и
родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве,
но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа
I.1.

2

буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает
ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное
изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию.
Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов,
животных и прочее. В процессе ознакомления детей с буквами введены
короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи
буквы с ее зрительным образом. Из букв разрезной азбуки дети составляют
слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не сами буквы, а
их образы.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя
несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый
материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Последовательность изучаемых букв обусловлена последовательностью
постановки звуков педагогом. Сначала изучаются буквы, обозначающие
гласные звуки, затем согласные от простых в произношении к сложным.
Дополнительная образовательная программа «Обучение грамоте»
разработана на основе программы И.А. Горячевой «Обучение чтению,
подготовка к письму детей пятилетнего, шестилетнего возраста»
Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2019
в соответствие с нормативно-правовыми документами регламентирующими
дошкольное образование:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования;
- Конвенцией ООН о правах ребёнка;
- Декларация прав ребёнка;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию
и организации режима работы в дошкольных организациях;
Дополнительная
образовательная
программа
«Обучение
грамоте»
адресована детям 5-7 лет.
1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
«Обучение грамоте»
Цели и задачи программы
Цель:
Обучение детей слитному чтению через освоение приемов звукового анализа,
формирования представлений о способах словоизменения, слогового чтения
в тесной взаимосвязи с полным освоением всех сторон речи, познавательных
способностей, нравственно- волевых и эстетических качеств ребенка.
Задачи:
Задачи подготовки детей к обучению грамоте (5-6 лет)
1.Формировать у детей общую ориентировку в звуковой системе языка.
2. Учить различать на слух часто смешиваемые звуки: з-с, ж-ш, с-ш, рл, с-ц, ж-з.
3

3.Учить проводить звуковой анализ слов. Выделять твердые и мягкие
согласные звуки, определять ударный гласный звук.
4.Различать , правильно понимать и употреблять термины «звук», «слово».
Видеть различие смысловой и формальной стороны слова.
5.Подбирать слова с заданным звуком, определять его место в слове.
6. Развивать фонематический слух.
7.Воспитывать интерес к играм со словом, желание научиться читать.
Задачи подготовки детей к обучению грамоте (6-7 лет)
1.Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. определять место звука
в трех позициях ( в начале, в середине, конце слова).Давать характеристику
слова.
2.Учить выделять и обозначать словесное ударение.
3.Познакомить детей с буквами русского алфавита, с некоторыми правилами
орфографии.
4.При обучении чтению:
-формирование способа словоизмерения,
-формирование слогового чтения,
-формирование слитного чтения.
5.Дать представление о смысловой законченности предложения. Определять
количество слов в предложении, их порядок.
6.Развивать фонематический слух, формировать ориентировку в
звукобуквенной системе языка. Внимание, память.
7.Формировать навыки учебной деятельности.
1.3. Планируемые результаты реализации образовательной
программы
Прогнозируемые результаты (5-6 лет)
• Различать понятия «звук», « слово»
• Выполнять звуковой анализ 3-звуковых,4-звуковых ,5-звуковых слов.
• Характеризовать звуки ( гласный, твердый или мягкий согласный)
• Определять место звука в слове (начало, середина, конец).
• Выделять ударный гласный звук в слове.
• Делить слова на слоги.
Прогнозируемые результаты (6-7 лет)
• Различать понятия «звук» , « слово», «слог» , « предложение».
• Выполнять звуковой анализ слов , предложений.
• Характеризовать звуки ( гласный, твердый или мягкий согласный , звонкий
или глухой согласный)
• Определять место звука в слове ( начало, середина, конец).
• Выделять ударный гласный звук в слове , ударную гласную букву.
• Делить слова на слоги.
• Составлять предложения, учитывая порядок слов и правила.
• Уметь читать по слогам.
4

• Слитно читать (выразительно выделять ударный слог).
1.4. Условия реализации программы
Программа разработана с учетом основных принципов:
1.Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от
простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными
возможностями детей;
2.Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
3.Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного,
раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
4.Индивидуализации
(учитывает
психологические
особенности
дошкольников);
5.Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и
возможностей их достижения);
6.Межпредметности (предполагает связь с другими предметами:
окружающим миром, развитием речи.)
Условия реализации программы:
I. Систематическое проведение занятий. Необходимость проведения
занятий определяется следующим
a) Создаются условия для усвоения программных задач (правильное
звукопроизношение, ознакомление со словом и звуком, ударением,
буквенной системой языка, овладение первоначальными навыками чтения и
т.д.).
б) Компенсируется дефицит речевого общения.
в) Внимание ребёнка целенаправленно фиксируется на грамматических
понятиях и представлениях о словах, звуках, ударении, букве, предложении и
т.д.
г) Формируются учебные умения (понимание учебной задачи, её
самостоятельное решение, самоконтроль и самооценка).
д) Создаются условия, при которых дети не только овладевают знаниями,
умениями
и навыками, но и учатся способам их самостоятельного
постижения, в результате чего у дошкольников развивается мышление,
память, воображение.
II. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Очень важно не только дать дошкольникам определённую сумму знаний,
умений и навыко, но и предоставить возможность использовать эти знания,
создав условия для самостоятельной деятельности ребёнка.
Для этого необходимо иметь достаточное количество настольных игр,
пособий. Можно использовать дидактическое пособие «Расскажи сказку»,
«Алфавит».
Сотрудничество педагога с семьёй.
5

Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель
осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на
ребёнка.
Познакомить родителей с программой «Обучение грамоте»
на
родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный
стенд группы, где необходимо отразить, чем ребёнок занимается в группе,
предложить материал для домашних занятий.
Предложить список рекомендуемой литературы для дошкольников.
Целесообразно два раз в год проводить открытые занятия, с тем, чтобы
родители могли увидеть своего ребёнка в коллективе сверстников, понять
какие у него проблемы.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Организация процесса обучения
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в
период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки
в течение дня.
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с
осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов
обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в
занимательной, игровой форме.
Содержание занятий:
В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный
момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его
закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.
Изучение материала происходит от простого к сложному. От звука к букве
(устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и
зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения,
«идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу),
от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).
1.Звуки:
- понятие «звук»;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и
мягкие;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких
согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения
звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых
обозначений.
2.Буквы:

6

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть
буквой. При этом буквы обязательно называются, так как они звучат в
твердой позиции в слове.
- знакомство с буквами А О У И ы Э М Н Х К П С Д Т В Б З Ф Г Ш Л Ж Р.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в
черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно
использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на
цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы
любых цветов.
- Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами,
животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил
образ буквы;
Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
•
Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
•
Обведение буквы по трафарету;
•
Обведение буквы по контуру;
•
Запись буквы в воздухе;
•
Выкладывание с помощью счетных палочек, фасоли, и т.д.
Дифференциация понятий «звук» и «буква»;
3.Слоги:
- подбор слов на заданный слог; - составление.
- чтение прямых и обратных слогов
4.Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или
слогов в названии картинок;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в
структуре слова;
-последовательное
преобразование слова
в
другие
слова
путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
- чтение слов одно и двусложных слов без стечения согласных.
5. Предложение.
-Составление предложений с заданным словом; Подсчет слов в предложении;
- Чтение простых предложений.

7

2.1. Перспективный план для детей 5-6 лет.
I квартал
1.
Знакомство со
звуками и буквами:
СЗ, Ш-Ж, Т-Д, К-Г.
2.
Составление
слов из предложенных
слогов. 3. Чтение
слогов и слов с
пройденными
буквами, работа с
разрезной азбукой.
4.
Звукобуквенный
анализ слов по картинке
- схеме: нос, сыр, шар,
усы, дым, дом, лук, жук,
рок, луна, гора, мыло.
5.
Словоизменение:
лукжук, дым-дом, сынсон.
6.
Практическая
работа:
штриховка
геометрических фигур,
рисование линии по
середине
дорожки,
соединение
линией,
картинки
с
буквой,
«письмо» печатных букв
в
«окошко».

II квартал
1. Знакомство
со
звуками и буквами: БП,
В-Ф, Х, Ч, Щ, Ц. 2.
Составление слов
из предложенных букв
и схем к словам их 3-х
букв.
3.
Чтение слогов и
слов с пройденными
буквами.
4.
Звукобуквенный
анализ
слов
по
схемеполоске:
рыба,
зонт, утка, паук,
шарф, сова, врач, щука,
часы.
5.
Словоизменение:
рама-Рома,
зуб-дуб,
токсок, нора-гора.
6.
Практическая
работа:
штриховка
и закрашивание
букв
по
образцу.
Печатание
слогов,
рисование
из
кружочков
и квадратиков.

III квартал
1.
Знакомство
со
звуками и буквами И,
Й, Я, Ю, Е, Е, Ь, Ъ.
Понятие
«твердый
согласный
звук",
«мягкий
согласный
звук».
2.
Плавное
слоговое чтение слов с
пройденными буквами.
3. Составление слов со
сложным
слоговым
составом: кош-ка, ведро. 4. Составление
схем
к
словам,
состоящим
из
4-х
звуков.
5.
Придумывание
слов по схеме.
6.
Звукобуквенный
анализ слов по картинке
– схеме: яма, мяч, елка,
лед, Юра, люк, лес, ели.
7.
Словоизменение:
носнес, воз-вез, лук-люк.
8.Практическая работа:
штриховка
изображенных на листе
бумаги предметов и
фигур,
«письмо»
словосочетаний и слов из
3-х букв в «шариках» и в
«домиках» по образцу.

8

2.2.Перспективный план для детей 6-7 лет
I квартал
II квартал
III квартал
1 .Закрепление чтения 1
.Знакомство
с 1.
Знакомство
с
слов с йотированными алфавитом.
правилами написания
звуками.
2. Чтение небольших заглавной буквы, с
2.Слитное
чтение текстов
с
крупным интонациями (.!?). 2.
целыми словами с
шрифтом с пониманием Чтение текстов с
помощью ударения.
смысла прочитанного.
интонацией,
паузами,
3.Знакомство
со 3.Работа над ударениями ударениями.
схемой предложения. 4. Составление новых 3.
Решение ребусов.
Понятие
слов
с
помощью 4.
Практическая
"предложение".
изменения
заданной работа:
рисование
4.Составление
буквы (воля, доля, поля, «неваляшек»,
предложений
по Коля).
копирование
буквы,
картине, составление 5. Составление схем к записи, «письмо» слов и
схем к предложению.
словам
и предложений.
5.Чтение
предложениям
6. 5.
Составление
предложений
по
Практическая работа: предложений
с
схематическим
дорисовывание
использованием “живой
рисункам.
снеговика; «письмо» модели”.
6. Практическая работа: слов к картинкам; 6.
Работа с разрезной
соединение линий по разгадывание
азбукой
(составление
точкам,
пунктирам; кроссворда
предложений).
обведение
рисунка «Игрушки».
7. 7.
Графический
точно
по
линиям; Составление схем к диктант со словесным
печатание
слов
по словам,
сопровождением.
слогам.
предложениям.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Реализация программы рассчитана на два года обучения детей от 5 лет до 7
(8) лет.
Направленность
программы

Возраст
Срок
Количество Количество
воспитанников реализации
часов в
часов в год
неделю
Социальноот 5 лет до 7 (8)
2 года
2
72часа
гуманитарное
лет
Продолжительность занятий:
Возраст воспитанника
Норматив
от 5 лет до 6 лет
25 минут
от 6 лет до 7(8) лет
30 минут
Количество воспитанников для обучения по программе – не более 15 человек
9

3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Особенности организации предметно-развивающей среды
В логопедическом кабинете для реализации дополнительной
образовательной программы «Обучение грамоте» имеются: столы и стулья,
магнитная доска, ноутбук, шкаф для учебных пособий, большое зеркало.
3.2.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Оборудование: столы – 8 шт.; стулья– 16 шт.
На занятиях используется:
Экранно-звуковые пособия: CD-диски. Мультимедийные презентации.
Печатные пособия: Алфавит. Транскрипционные знаки. Тематические
картинки.
Технические средства: магнитные доски -1 шт; аудиосистема – 1 шт. ноутбук
-1 шт. проектор -1 шт.
3.3. Мониторинг освоения детьми программного материала.
Мониторинг проводится 2 раза в год.
Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо
проводить мониторинг в начале года с учетом индивидуально
типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить
уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных
способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе
занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности
заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Для определения уровня усвоения программы мониторинг проводиться
в конце года.
По окончании обучения
Ребёнок 5-6 лет к концу года должен уметь:
• правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в
словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки,
необходимо обратиться к логопеду);
• различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие слова,
звонкие, громкие и тихие;
• делить слова на слоги;
• дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их
изолированно;
• определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);
• произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
• рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать
несложные предметы;
• выполнять упражнения для пальцев и кистей.
Дети 6-7 лет должны знать:
• определения понятий: звук, буква, слово, предложение, текст;
• отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков;
10

графическое обозначение звуков и слов;
Дети 6-7 лет должны уметь:
• различать гласные и согласные звуки;
• дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным
характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
• различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и
предложение;
• определять в словах место и последовательность звуков;
• определять количество звуков в словах, слов в предложениях,;
• выполнять звукобуквенный анализ слов;
• Плавно читать целыми словами,
• Читать короткие предложения типа У Тани кот.
• Составлять из букв разрезной азбуки слова.
• Проводить звуковой анализ слов типа мишка.
3.4 Перечень методических пособий
•

Затулина Г.Я. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.
Учебное методическое пособие. – М.: Центр педагогического
образования, 2014. -64
Коноваленко В.В. Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5-7 лет.
Сценарии игр и развлечений в летний период. – М.: Издательство
«ГНОМ и Д», 2009.-64с.
Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению пересказу с
использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно-методическое
пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.-80
Шадрина Л.Г. Развиваем связную речь. Методические рекомендации М.:ТЦ Сфера, 2012.-128с.
Горячева И.А. Обучение чтению и письму детей пятилетнего возраста.
Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2017
г.
Волошина И.А. Артикуляционная гимнастика для девочек. - СПб.: ООО
"ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2020.-32 с.
Волошина И.А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков. - СПб.:
ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2020.-32 с.
Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения. Артикуляционная
гимнастика. – СПб.: Издательства Дом «Литера», 2008.
Горячева И.А. Обучение чтению, подготовка к письму детей пятилетнего
возраста. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательство
«Артефакт», 2017 г.
Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. - СПб.: ООО
"ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2021.-32 с.
Нищева Н.В. Веселая дыхательная гимнастика. - СПб.: ООО
"ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2020.-32 с.
Нищева Н.В. Веселая мимическая гимнастика. - СПб.: ООО
11

"ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2021.-32 с.
Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР (от 4
до 7 лет). Наглядно-методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС,
2010.
Нищева Н.В. Картотека предметных и сюжетных картинок для
автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуск 1 (звуки
раннего онтогенеза, свистящие звуки - начало).- СПб.: ООО
"ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2021.-208 с.
Нищева Н.В. Картотека предметных и сюжетных картинок для
автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуск 2 (звуки
раннего онтогенеза, свистящие звуки - окончание).- СПб.: ООО
"ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2021.-176 с.
Нищева Н.В. Картотека предметных и сюжетных картинок для
автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуск 3.
Шипящие звуки, аффрикаты. Дифференциация свистящих, шипящих
звуков и аффрикат. Сонорные звуки. Звук "Л" (начало).- СПб.: ООО
"ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2021.-208 с.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».