Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Речевичок"

СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка…………………………………………………………………….3

1.2.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы…………………………5

1.3.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса…………………….6

1.4.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми (3-4 года)…………………..7

1.5.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми (4-5 лет)…………………....8

1.6.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста…………………………………9

1.7.

Планируемые результаты освоения Программы…………………………………….…11

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Учебный план……………………………………………………………………………12

2.2.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы………………………...12

2.3.

Перспективно-тематическое планирование 3- 4 года…………………………………13

2.4.

Перспективно-тематическое планирование 4-5 лет………………………………… 22

2.5.

Диагностические карты, методы проведения диагностики …………………………..31

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.

Расписание кружка «Речевичок»………………………………………………… 33

3.2.

Условия реализации программы
3.2.1. Особенности организации предметно-развивающей среды…………………33
3.2.2. Материально-техническое обеспечение Программы…………………………33

3.3.

Список нормативных документов и научно-методической литературы…………...…34

3.4.

Перечень методических пособий…………………………………………………………35

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной
образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в
речевом становлении ребенка.
Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС
ДО), в котором выделена образовательная область
«Речевое развитие». В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие детей дошкольного
возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте.
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности
не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и
развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и
способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым
условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в
максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному
языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для
последующего систематического изучения родного языка. Состояние развития речи детей
дошкольного

возраста

на

современном

этапе

ученые

характеризуют

как

крайне

неудовлетворительное (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук, О.С.Ушакова и др.) и отмечают
необходимость

целенаправленно

обновления

и

систематизации

речевой

работы

в

дошкольных образовательных организациях. Данное обстоятельство диктует необходимость
рассмотрения классического подхода к организации работы по речевому развитию детей
дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобрести навыки общения
и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение
звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 2-6 годам. Но иногда в силу ряда
2

причин этот процесс затягивается. Во второй младшей группе мы часто наблюдаем детей,
речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся,
пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих
ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой
отставание в развитии.
В связи с этим возникает необходимость оказывать помощь детям 3-5 лет в форме
кружка. Кружковая работа облегчает подготовку к основным НОД по коррекции
звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые
изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою
очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для

формирования

правильного

звукопроизношения

необходимо

выполнять

специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости артикуляционную гимнастику.
Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на
укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных
движений органов, принимающих участие в речи.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем)
и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные
условия. К ним относятся:
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от
степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое
развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и
кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка,
способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму
и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного
мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Формирование правильного речевого дыхания;
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от
жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный.
Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое
дыхание обеспечивает нормальный голос и звукообразование, сохраняет плавность и
музыкальность речи.
3

Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При
несформированности

речевого

звукоразличения

ребенок

воспринимает

(запоминает,

повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень
приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в
школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное
протекание процесса любого обучения вообще.
Программа

разработана

в

соответствии

с

требованиями основных

нормативных документов:


Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;



Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
 Приказом Министерства образования и науки Р.Ф. от 17.10.2013 № 1155


«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).



Устава МБДОУ детский сад № 275.

Реализуется на государственном языке Российской Федерации. Учебный план рассчитан
на 1 года обучения детей от 3 лет до 5 лет.
При составлении программы дополнительного образования были использованы:
- Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет». ТЦ Сфера 2017 г.
- Ушакова О.С. Струнина Е.М., Развитие речи детей дошкольного возраста Учеб. -метод.
пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2004

1.2.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы «Речевичок»

Цели и задачи программы
4

Цель: Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и мелкой
моторики рук, а также создание оптимальных условий для успешной коррекции
звукопроизношения у дошкольников.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных
укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
4. Развивать движения кистей и пальцев рук.
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки.
7. Развивать связную речь (диалогической и монологической форм).
8. Воспитание звуковой и лексической культуры речи.

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении
разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития
(фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной
задачи — развитие связной речи. Программа основывается на принципах:

-

принцип преемственности, который осуществляется в двух формах:

линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой
культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной
речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно
усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их
смена и взаимосвязь;
- принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование
грамматической

стороны

речи,

воспитание

звуковой

культуры

речи,

развитие

элементарного осознания языковых явлений;
- принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о
предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения
родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст,
толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических
средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и
наблюдение явлений окружающей действительности);
5

- принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала
на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям
становления речи детей;
- принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык
усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является
одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка - это не только
говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание
условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;
Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и
высказывания детей начинают, продолжают, и развивать одну тему.
Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и
принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения
доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент.
Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем
другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют
содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.

1.4.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми (3-4 года)

Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем
окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять
названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели,
видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части
предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его
оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая),
некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные
предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную
форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание
детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул —
табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова
(одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. Называть части суток (утро, день,
вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах
гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з
— ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и
речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный
6

темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие
фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический

строй

речи.

Продолжать

учить

детей

согласовывать

прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с
предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в
форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей
(утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном
падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к
этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из
подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений,
дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в
зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во
время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами;
после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом:
слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном
темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить
«спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать
доброжелательно общаться друг с другом. Формировать потребность делиться своими
впечатлениями с воспитателями и родителями.

1.5.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми (4-5 лет)

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе
углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах,
явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать
употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они
изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные,
глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие
профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей
определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время
суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия
(там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять словаантонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с

обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
7

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных
звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать
артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое
произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на
слух

и

называть

слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать

интонационную выразительность речи.
Грамматический

строй

речи.

Продолжать

формировать

у

детей

умение

согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать
форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по
аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята
— лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа
родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные
формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.),
несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для
пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.
Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе,
понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать:
описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной
ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в
умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

1.6.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время
происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с
предметным миром.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в
познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы,
которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие
личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.
Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к
самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он
любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за
ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная
8

внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к
миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его
обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую
действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться
наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий
ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает
воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из
сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и
знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из
различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы,
возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью.
Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было
непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.
Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное
время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с
одной деятельности на другую.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи.
Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.
Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем
непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению
старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность
самостоятельно

воспроизводить

действия и

поступки,

одобряемые

взрослыми.

Он

жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а
сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
Ребёнок накапливает определённый запас слов, содержащий все части речи. Основное
место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и
объекты ближайшего окружения, их действия и состояние. Активно формируется
обобщающая функция слов. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение
звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют
голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес
вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи и
имеет свои особенности. Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Дошкольники
занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при
9

взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым
становится внеситуативной.

1.7.

Планируемые результаты освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие дошкольников предполагает
достижение целевых ориентиров: овладение речью как средством общения и культуры,
обогащение

активного

словаря,

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте,
развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. К концу
дошкольного возраста ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью. У ребёнка
складываются предпосылки к овладению грамотности.
•

В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная,

координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого
нѐба, щѐк);
•

Выработка точных и четких движений кистей и пальцев рук;

•

Сформированность правильного физиологического и речевого дыхания;

•

Сформированность фонематических процессов.
Дети в возрасте (3-4 года)

-Рассматривает сюжетные картинки.
-Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.
-Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с
однородными членами.
-Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы
воспитателя.
-Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
-Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Дети в возрасте (4-5 лет)
-Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со
знакомыми словами (сахарница — сухарница).
-Умеет выделять первый звук в слове.
10

-Рассказывает о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого повторяет образцы
описания игрушки.
-Образовательная область «Чтение художественной литературы»
-Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение,
считалку.
-Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
-Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

I.

2.1.

Учебный план

Учебный план рассчитан на 1 года обучения детей от 3 лет до 5 лет.
Реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Направленность
Возраст
Срок
Количество Количество
программы
воспитанников
реализации
часов в
часов в год
неделю
Социально-гуманитарная

от 3 лет до 5 лет

1 год

1

36 часа

Продолжительность занятий:
Возраст воспитанника
Норматив
от 3 лет до 5 лет
15-20 минут
Количество воспитанников для обучения по программе – не более 15 человек

2.2.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы Методы,

используемые для реализации Программы

-

Наглядные.

-

Словесные.

-

Практические.
Наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и

картинам).

-

Чтение и рассказывание художественных произведений.

-

Заучивание наизусть.

-

Пересказ.

-

Обобщающая беседа.

-

Рассказывание без опоры на наглядный материал.

-

Дидактические

игры.
11

Приемы, используемые для реализации Программы

-

Словесные.

-

Речевой образец.

-

Повторное проговаривание.

-

Объяснение.

-

Указание.

-

Оценка детской речи.

-

Вопрос.

-

Наглядные.

-

Показ иллюстративного материала.

-

Показ положения органов артикуляции при обучении правильному

звукопроизношению.

-

Игровые.

-

Игровое сюжетно-событийное развертывание.

-

Игровые проблемно-практические ситуации.

-

Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.

-

Имитационно-моделирующие игры.

-

Ролевые обучающие игры.

-

Дидактические игры.

Формы реализации Программы
- подгупповые
Средства реализации программы

-

Общение взрослых и детей.

-

Культурная языковая среда.

-

Обучение родной речи на занятиях.

-

Художественная литература.

2.3.

Перспективно-тематическое планирование 3-4 года
Не все месяцы

Октя
брь

Месяц/
неделя
1

Тема/Цель:

Методы и приёмы:

Тема: «Знакомство с органами 1. «Сказка о весёлом язычке»
артикуляционного аппарата».
2. Упр. на мелкую моторику «Кольцо»,
Цель:
Формировать «Ушки», «Рожки», «Ножки шагают», «Очки».
12

Ноябрь

2

элементарное
представление
детей об органах артикуляции:
рот, зубы, губы, язык и нёбо.
Знакомство
с
основными
движениями языка
Тема: «Выработка длительного
выдоха».
Цель: Добиваться длительного,
непрерывного выдоха

3

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука
(А)»
Цель:
«Добиваться
умения
спокойно открывать рот и
удерживать
его
в
таком
положении несколько секунд»

4

Тема:
«Воспитание
чёткого
произношения звука (А) в
словах».
Цель: Упражнять детей в
правильном произношении звука
(А) в словах

1

Тема: «Звукоподражание. Кто
как кричит»
Цель: Развивать речевой слух и
речевую активность детей.

3. Развитие дыхания: «Согрей ладошки».
4. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз
рука»,
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
звук».
1. Артик. упр. для губ и языка с картинками
(«Улыбка», «Дудочка», «Заборчик»)
2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя
семья»
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,
этот пальчик я, вот и вся наша семья.
3. Развитие дыхания игра: «Подуй на листик»
4. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз
рука»,
5.
Развитие
фонематического
слуха:
«Послушаем звуки вокруг нас».
1. Артикуляционное упражнение «Окошко».
Игра «Кормление птенцов».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок,
у гусыни есть гусёнок, у индюшки индюшонок, а у утки есть утёнок. У каждой
мамы малыши, все красивы, хороши.
3. Развитие дыхания: «Малыш плачет». Вдох
носом, на выдохе ртом пропеваем звук (А)
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (А)
Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука»
5. Развитие фонематического слуха: Упр. «Кто
как кричит?» голоса домашних птиц
1. Артикуляционное упражнение «Вкусное
варенье», «Оближем губки».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Вот
стоит чудесный сад: сливы, яблоки и груши.
Для нашего Ванюши».
3. Развитие дыхания: Игра «Успокой куклу»
(А-А-А)
4. Автоматизация звука (А) в словах и
предложениях.
Физкультминутка: «Выросли деревья в поле».
5. Развитие фонематического слуха: «Громкотихо» (Кукла плачет)
1. Артикуляционное упражнение «Лошадка»
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его
гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю
крошку. И сожму его немножко, как сжимает
лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и
другой рукой начну).
3. Развитие дыхания: Упр. «Котенок» (вдох
13

2

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука
(У)»
Цель:
Добиваться
умения
вытягивать
губы
вперёд
трубочкой.

3

Тема:
«Закрепление
произношения звука (У).
Цель: Добиваться длительного
произнесения звука (У)

4

1. Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука
(И)».
2. Цель: Воспитывать у детей
умение растягивать губы в
улыбке, показывая верхние и
нижние передние зубы.

носом, на выдохе ртом пропеваем - мяу), упр.
«Сдуй карандаш».
4. Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: Упр. «Кто
как кричит» (домашние животные).
1. Артикуляционные упражнения «Трубочка»,
«Хоботок».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его
гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю
крошку. И сожму его немножко, как сжимает
лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и
другой рукой начну).
3. Развитие дыхания. Вдох носом, на выдохе
губы трубочкой и дуем на лепесточки цветка.
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (У)
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Высоко
– низко». (У-у-у) -поёт медведь и (у-у-у) поёт
птичка.
1. Артикуляционное упражнение «Поезд».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя
семья»
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,
этот пальчик я, вот и вся наша семья.
3. Развитие дыхания. Упражнение «Ладошки
греем», дуем на ладошки губы вытянуты.
4. Автоматизация звука (У) в словах и
предложениях.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
звук»
1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Заборчик».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Посуда». Посуду моет наш Антошка, моет
вилку, чашку, ложку, вымыл блюдце и стакан
и закрыл покрепче кран.
3. Развитие дыхания. Упражнение «Сдуй
салфетку со стола».
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (И)
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
звуковой ряд».

14

Тема:
«Закрепление
произношения звука (И).
Цель: Добиваться длительного
произнесения звука (И)

2

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука
(О)».
Цель: Формировать умение
детей выдвигать губы вперёд,
округляя их.

3

Тема:
«Закрепление
произношения звука (О).
Цель:
Добиваться
чёткого
произношения звука (О)

Декабрь

1

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка –
трубочка – заборчик».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его
гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю
крошку. И сожму его немножко, как сжимает
лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и
другой рукой начну).
3. Развитие дыхания: «Дует ветер» Сильный и
слабый (на листочек).
4. Автоматизация звука (И) в словах и
предложениях.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Кто как
кричит» (домашние животные) с усложнением
(мама и детёныш).
1. Артикуляционное упражнение «Окошечко»,
«Бублик».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Ёжик»
3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с
ладони».
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (О)
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
звуковой ряд».
1. Артикуляционные упражнения «Улыбкатрубочка», «Заборчик – окошечко».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика).
Выполнение
массажных
движений
в
соответствии с предложенным текстом.
3. Развитие дыхания: «Загони мяч в ворота».
4. Автоматизация звука (О) в словах и
предложениях.
Физкультминутка.
5.
Развитие
фонематического
слуха:
различение неречевых звуков.

15

4

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука
(М)».
Цель: Научить детей спокойно
смыкать губы и удерживать их в
таком положении.

1

Тема:
«Закрепление
произношения звука (М).
Цель:
Добиваться
чёткого
произношения звука (М)

2

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука
(П)».
Цель:
Научить
детей
без
напряжения смыкать губы и
удерживать
их
в
таком
положении.

3

Тема:
«Закрепление
произношения звука (П).
Цель: Учить детей чётко
произносить слова со звуком (П).

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка –
трубочка- заборчик», «Сомкнем губки»
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Ёлочка». Перед нами ёлочка, шишечки
иголочки, шарики, фонарики, звёздочки и
свечки зайки, человечки.
3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с
ладони».
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (М)
Физкультминутка.
5.
Развитие
фонематического
слуха:
Различение
звучания
музыкальных
инструментов.
1. Артикуляционные упражнения «Качели»,
«Часики».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Прогулка». 1,2,3,4,5, выли мы во двор гулять,
бабу снежную лепили птичек крошками
кормили. С горки мы потом катались, а ещё в
снегу валялись, все в снегу дамой пришли,
съели суп и спать легли.
3. Развитие дыхания: «Фокус».
4. Автоматизация звука (М) в словах и
предложениях.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
звуковой ряд»
1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Заборчик», «Качели», «Часики».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
Выполнение
массажных
движений
в
соответствии с предложенным текстом.
3. Развитие дыхания: «Сдуй снежок через
трубочку».
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (П)
Физкультминутка «Снеговик».
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
слог».
1. Артикуляционные упражнения «Шарик»,
«Вкусное варенье».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
Выполнение
массажных
движений
в
соответствии с предложенным текстом.
3. Развитие дыхания: «Задуем свечи на торте».
4. Автоматизация звука (П) в словах и
предложениях.
Физкультминутка «На горке».
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
слог».
16

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука
(Б)».
Цель: Учить детей спокойно
смыкать губы и удерживать их в
таком положении.

2

Тема:
«Закрепление
произношения звука (Б).
Цель: Упражнять детей в
правильном произношении звука
(Б) в словах.

3

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука
(Ф)».
Цель: Учить детей показывать
верхние зубы, приподнимая
верхнюю губу.

Февраль

1

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Блинчик», «Месим
тесто».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
Выполнение
массажных
движений
в
соответствии с предложенным текстом.
3. Развитие дыхания: «Дракончик»
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (Б)
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
слоги».
1. Артикуляционные упражнения «Шарик»,
«Вкусное варенье».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Пальчик, пальчик, где ты был? С этим
братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни
пел».
3. Развитие дыхания: Произнесение на одном
выдохе сочетания из двух звуков (Би).
4. Автоматизация звука (Б) в словах и
предложениях.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Узнай по
голосу». «Мы немного порезвились, по местам
все разместились. Ты загадку отгадай: Кто
позвал тебя, узнай».
1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Блинчик», «Месим
тесто».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Пальчик, пальчик, где ты был? С этим
братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни
пел».
3. Развитие дыхания: Произнесение на одном
выдохе слога ФА.
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (Ф)
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни
в ладоши, когда услышишь звук (А)»

17

Март

4

Тема:
«Закрепление
произношения звука (Ф)».
Цель: Упражнять детей в
правильном произношении звука
(Ф) в словах , названиях
игрушек.

1

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата
для формирования
правильного произношения звука
(В)».
Цель:
Учить
детей
приподнимать верхнюю губу,
показывая передние зубы

2

Тема:
«Закрепление
произношения звука (В)».
Цель: Упражнять детей в
правильном произношении звука
(В) в словах и предложениях.

1. Артикуляционные упражнения «Шарик»,
«Вкусное варенье», «Накажем непослушный
язычок».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ходит
бродит вдоль дорожек добрый и колючий
ёжик».
3. Развитие дыхания: Произнесение на одном
выдохе слогов (фа-фо - фу-фы).
4. Автоматизация звука (Ф) в словах и
предложениях.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
слоги».
1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Почистим зубки»,
«Киска сердится»
2.
Массаж
ладошек
шестигранным
карандашом. «Ходит бродит вдоль дорожек
добрый и колючий ёжик».
3. Развитие дыхания: «Задуем свечу»
4. Отработка звука (В) изолированно, в слогах,
словах.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни
в ладоши, когда услышишь звук (О)
1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Почистим зубки»,
«Киска сердится»
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Дождик»
3. Развитие дыхания: Упр. «Теплый ветерок»
Тёплый воздух выдыхай, свои ручки согревай.
4. Отработка звука (В) в словах и
предложениях (У нашего Ванечки маленькие
валенки).
5. Развитие фонематического слуха: «Угадай,
кто идёт» (вук барабана - медведь-,
металлафона - мышка).

18

Апрель

3

Тема: «Дифференциация звуков
В-Ф в словах и предложениях».
Цель: Упражнять детей в
правильном произношении и
различении звуков (В-Ф) в речи.

4

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата
для формирования
правильного произношения звука
(Т)».
Цель: научить детей поднимать
широкий передний край языка
наверх.

1

Тема:
«Закрепление
произношения звука (Т)».
Цель: Упражнять детей в
правильном произношении звука
(Т) в словах и предложениях.

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Часики», «Киска
сердится».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя
семья»
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,
этот пальчик я, вот и вся наша семья.
3. Развитие дыхания: «Громко-тихо». Громкое
звучание металлофона птички летают, тихое
приседают.
4. Отработка различения звуков (В-Ф) в словах
и предложениях. Пересказ рассказа «Ёж».
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Поймай
звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь
звук (У)».
1. Артикуляционные упражения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Почистим верхние
зубки».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя
семья»
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,
этот пальчик я, вот и вся наша семья.
3. Развитие дыхания: «Шарик». Вдох —
надуваем животик, выдох сдуваем животик.
4. Отработка изолированного произношения
звука (Т), в слогах, словах.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
за мной» дети отстукивают ритмический
рисунок.
1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Вкусное варенье»,
«Чистим верхние зубки».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его
гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю
крошку. И сожму его немножко, как сжимает
лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и
другой рукой начну).
3. Развитие дыхания: «Сдуй цветок с ладони».
3. Отработка произношения звука (Т) в словах,
чистоговорках и предложениях.
Физкультминутка.
5.
Развитие
фонематического
слуха:
«Охотник». «Хлопни, когда услышишь звук
(Т)» (среди других звуков, слогов).

19

2

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата
для формирования
правильного произношения звука
(Д)».
Цель:
Добиться
умения
поднимать язык за верхние зубы
и присасывать передний край
языка к нёбу.

3

Тема:
«Закрепление
произношения звука (Д)».
Цель: Упражнять детей в
правильном произношении звука
(Д) в словах и предложениях.

4

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата
для формирования
правильного произношения звука
(К)».
Цель: Добиваться от каждого
ребёнка умения выгибать спинку
языка при опущенном вниз
кончике языка.

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка»,
«Заборчик»,
«Лошадка»,
«Барабан».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его
гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю
крошку. И сожму его немножко, как сжимает
лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и
другой рукой начну).
3. Развитие дыхания: «Чей кораблик уплывёт
дальше».
4. Отработка изолированного произношения
звука (Д), в слогах, словах («Дятел» дятел
дерево долбит, дятел клювом дуб долбит. На
весь лес он стучит д-д-д»)
Физкультминутка.
5.
Развитие
фонематического
слуха:
определение неречевых звуков.
1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка»,
«Заборчик»,
«Лошадка»,
«Барабан».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
Выполнение
массажных
движений
в
соответствии с предложенным текстом.
3. Развитие дыхания: «Играем на дудочке»
(ротовой выдох «ду-ду-ду»).
3. Отработка произношения звука (Т) в словах,
чистоговорках и предложениях.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни
в ладоши, когда услышишь звук (д) среди
других звуков».
1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска
сердится».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
Выполнение
массажных
движений
в
соответствии с предложенным текстом.
3. Развитие дыхания: «Колобок».
4. Отработка изолированного произношения
звука (К), в слогах, словах.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Поймай
звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь
звук (И)».

20

Тема:
«Закрепление
произношения звука (К)».
Цель: Упражнять детей в
правильном произношении звука
(К) в словах и предложениях.

Май

1

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска
сердится».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Пальчик, пальчик, где ты был? С этим
братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни
пел».
3. Развитие дыхания: Вдохни аромат цветов
(вдох носом, на выдохе – А-а-а-х).
4. Отработка произношения звука (К) в словах,
чистоговорках и предложениях.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: повторить
слоговой ряд.

Итоговая диагностика детей. Анализ результатов диагностики.

2.4.

Октябрь

Месяц/
неделя
1

2

Перспективно-тематическое планирование 4-5 лет

Тема/Цель:

Методы и приёмы:

Тема: «Знакомство с органами
артикуляционного аппарата».
Цель:
Формировать
элементарное
представление
детей об органах артикуляции:
рот, зубы, губы, язык и нёбо.
Знакомство
с
основными
движениями языка

1. «Сказка о весёлом язычке»
2. Упр. на мелкую моторику «Кольцо»,
«Ушки», «Рожки», «Ножки шагают», «Очки».
3. Развитие дыхания: «Согрей ладошки».
4. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз
рука»,
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
звук» программа
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1
стр.4-6
Тема: «Выработка длительного 1. Артик. упр. для губ и языка с картинками
выдоха».
(«Улыбка», «Дудочка», «Заборчик»)
Цель: Добиваться длительного, 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя
непрерывного выдоха
семья»
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,
этот пальчик я, вот и вся наша семья.
3. Развитие дыхания игра: «Подуй на листик»
4. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз
рука»,
5.
Развитие
фонематического
слуха:
«Послушаем звуки вокруг нас».
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1
21

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука
(А)»
Цель:
«Добиваться
умения
спокойно открывать рот и
удерживать
его
в
таком
положении несколько секунд»

4

Тема:
«Воспитание
чёткого
произношения звука (А) в
словах».
Цель: Упражнять детей в
правильном произношении звука
(А) в словах

1

Тема: «Звукоподражание. Кто
как кричит»
Цель: Развивать речевой слух и
речевую активность детей.

2

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука

Ноябрь

3

стр.4-6.
1. Артикуляционное упражнение «Окошко».
Игра «Кормление птенцов».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок,
у гусыни есть гусёнок, у индюшки индюшонок, а у утки есть утёнок. У каждой
мамы малыши, все красивы, хороши.
3. Развитие дыхания: «Малыш плачет». Вдох
носом, на выдохе ртом пропеваем звук (А)
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (А)
Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука»
5. Развитие фонематического слуха: Упр. «Кто
как кричит?» голоса домашних птиц
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1
стр.7-9
1. Артикуляционное упражнение «Вкусное
варенье», «Оближем губки».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Вот
стоит чудесный сад: сливы, вишни, виноград,
яблоки и груши. Для нашего Ванюши».
3. Развитие дыхания: Игра «Успокой куклу»
(А-А-А)
4. Автоматизация звука (А) в словах и
предложениях.
Физкультминутка: «Выросли деревья в поле».
5. Развитие фонематического слуха: «Громкотихо» (Кукла плачет)
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1
стр.7-9
1. Артикуляционное упражнение «Лошадка»
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его
гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю
крошку. И сожму его немножко, как сжимает
лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и
другой рукой начну).
3. Развитие дыхания: Упр. «Котенок» (вдох
носом, на выдохе ртом пропеваем - мяу), упр.
«Сдуй карандаш».
4. Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: Упр. «Кто
как
кричит»
(домашние
животные).
ЛОГОМЕР 2.
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1
стр.10-11
1. Артикуляционные упражнения «Трубочка»,
«Хоботок».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его
22

(У)»
Цель:
Добиваться
вытягивать
губы
трубочкой.

умения
вперёд

3

Тема:
«Закрепление
произношения звука (У).
Цель: Добиваться длительного
произнесения звука (У)

4

1. Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука
(И)».
2. Цель: Воспитывать у детей
умение растягивать губы в
улыбке, показывая верхние и
нижние передние зубы.

гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю
крошку. И сожму его немножко, как сжимает
лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и
другой рукой начну).
3. Развитие дыхания. Вдох носом, на выдохе
губы трубочкой и дуем на лепесточки цветка.
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (У)
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Высоко
– низко». (У-у-у) -поёт медведь и (у-у-у) поёт
птичка.
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1
стр.10-12
1. Артикуляционное упражнение «Поезд».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя
семья»
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,
этот пальчик я, вот и вся наша семья.
3. Развитие дыхания. Упражнение «Ладошки
греем», дуем на ладошки губы вытянуты.
4. Автоматизация звука (У) в словах и
предложениях.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
звук»
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1
стр.13-15
1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Заборчик».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Посуда». Посуду моет наш Антошка, моет
вилку, чашку, ложку, вымыл блюдце и стакан
и закрыл покрепче кран.
3. Развитие дыхания. Упражнение «Сдуй
салфетку со стола».
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (И)
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
звуковой ряд».
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1
стр.13-15

23

Тема:
«Закрепление
произношения звука (И).
Цель: Добиваться длительного
произнесения звука (И)

2

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука
(О)».
Цель: Формировать умение
детей выдвигать губы вперёд,
округляя их.

3

Тема:
«Закрепление
произношения звука (О).
Цель:
Добиваться
чёткого
произношения звука (О)

Декабрь

1

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка –
трубочка – заборчик».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его
гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю
крошку. И сожму его немножко, как сжимает
лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и
другой рукой начну).
3. Развитие дыхания: «Дует ветер» Сильный и
слабый (на листочек).
4. Автоматизация звука (И) в словах и
предложениях.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Кто как
кричит» (домашние животные) с усложнением
(мама и детёныш).
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1
стр.16-18
1. Артикуляционное упражнение «Окошечко»,
«Бублик».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Ёжик»
3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с
ладони».
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (О)
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
звуковой ряд».
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1
стр.16-18
1. Артикуляционные упражнения «Улыбкатрубочка», «Заборчик – окошечко».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика).
Выполнение
массажных
движений
в
соответствии с предложенным текстом.
3. Развитие дыхания: «Загони мяч в ворота».
4. Автоматизация звука (О) в словах и
предложениях.
Физкультминутка.
5.
Развитие
фонематического
слуха:
различение неречевых звуков.
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1
стр.19-21

24

4

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука
(М)».
Цель: Научить детей спокойно
смыкать губы и удерживать их в
таком положении.

1

Тема:
«Закрепление
произношения звука (М).
Цель:
Добиваться
чёткого
произношения звука (М)

2

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука
(П)».
Цель:
Научить
детей
без
напряжения смыкать губы и
удерживать
их
в
таком
положении.

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка –
трубочка- заборчик», «Сомкнем губки»
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Ёлочка». Перед нами ёлочка, шишечки
иголочки, шарики, фонарики, звёздочки и
свечки зайки, человечки.
3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с
ладони».
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (М)
Физкультминутка.
5.
Развитие
фонематического
слуха:
Различение
звучания
музыкальных
инструментов.
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1
стр.19-21
1. Артикуляционные упражнения «Качели»,
«Часики».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Прогулка». 1,2,3,4,5, выли мы во двор гулять,
бабу снежную лепили птичек крошками
кормили. С горки мы потом катались, а ещё в
снегу валялись, все в снегу дамой пришли,
съели суп и спать легли.
3. Развитие дыхания: «Фокус».
4. Автоматизация звука (М) в словах и
предложениях.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
звуковой ряд»
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1
стр.22-24
1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Заборчик», «Качели», «Часики».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
Выполнение
массажных
движений
в
соответствии с предложенным текстом.
3. Развитие дыхания: «Сдуй снежок через
трубочку».
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (П)
Физкультминутка «Снеговик».
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
слог».
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1
стр.22-24

25

Февраль

3

Тема:
«Закрепление
произношения звука (П).
Цель: Учить детей чётко
произносить слова со звуком (П).

1

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука
(Б)».
Цель: Учить детей спокойно
смыкать губы и удерживать их в
таком положении.

2

Тема:
«Закрепление
произношения звука (Б).
Цель: Упражнять детей в
правильном произношении звука
(Б) в словах.

1. Артикуляционные упражнения «Шарик»,
«Вкусное варенье».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
Выполнение
массажных
движений
в
соответствии с предложенным текстом.
3. Развитие дыхания: «Задуем свечи на торте».
4. Автоматизация звука (П) в словах и
предложениях.
Физкультминутка «На горке».
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
слог».
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2
стр. 4-6
1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Блинчик», «Месим
тесто».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
Выполнение
массажных
движений
в
соответствии с предложенным текстом.
3. Развитие дыхания: «Дракончик»
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (Б)
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
слоги».
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2
стр. 4-6
1. Артикуляционные упражнения «Шарик»,
«Вкусное варенье».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Пальчик, пальчик, где ты был? С этим
братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни
пел».
3. Развитие дыхания: Произнесение на одном
выдохе сочетания из двух звуков (Би).
4. Автоматизация звука (Б) в словах и
предложениях.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Узнай по
голосу». «Мы немного порезвились, по местам
все разместились. Ты загадку отгадай: Кто
позвал тебя, узнай».
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2
стр. 7-9

26

Март

3

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых
для
правильного произношения звука
(Ф)».
Цель: Учить детей показывать
верхние зубы, приподнимая
верхнюю губу.

4

Тема:
«Закрепление
произношения звука (Ф)».
Цель: Упражнять детей в
правильном произношении звука
(Ф) в словах , названиях
игрушек.

1

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата
для формирования
правильного произношения звука
(В)».
Цель:
Учить
детей
приподнимать верхнюю губу,
показывая передние зубы

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Блинчик», «Месим
тесто».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Пальчик, пальчик, где ты был? С этим
братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни
пел».
3. Развитие дыхания: Произнесение на одном
выдохе слога ФА.
4. Игровые упражнения на выработку
изолированного произношения звука (Ф)
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни
в ладоши, когда услышишь звук (А)»
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2
стр. 7-9
1. Артикуляционные упражнения «Шарик»,
«Вкусное варенье», «Накажем непослушный
язычок».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ходит
бродит вдоль дорожек добрый и колючий
ёжик».
3. Развитие дыхания: Произнесение на одном
выдохе слогов (фа-фо - фу-фы).
4. Автоматизация звука (Ф) в словах и
предложениях.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
слоги».
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2
стр. 10-12
1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Почистим зубки»,
«Киска сердится»
2.
Массаж
ладошек
шестигранным
карандашом. «Ходит бродит вдоль дорожек
добрый и колючий ёжик».
3. Развитие дыхания: «Задуем свечу»
4. Отработка звука (В) изолированно, в слогах,
словах.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни
в ладоши, когда услышишь звук (О).
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2
стр. 10-12

27

2

3

Тема:
«Закрепление
произношения звука (В)».
Цель: Упражнять детей в
правильном произношении звука
(В) в словах и предложениях.

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Почистим зубки»,
«Киска сердится»
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Дождик»
3. Развитие дыхания: Упр. «Теплый ветерок»
Тёплый воздух выдыхай, свои ручки согревай.
4. Отработка звука (В) в словах и
предложениях (У нашего Ванечки маленькие
валенки).
5. Развитие фонематического слуха: «Угадай,
кто идёт» (звук барабана - медведь-,
металлафона - мышка).
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2
стр. 13-15
Тема: «Дифференциация звуков 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
В-Ф в словах и предложениях».
«Трубочка», «Заборчик», «Часики», «Киска
Цель: Упражнять детей в сердится».
правильном произношении и 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя
различении звуков (В-Ф) в речи. семья»
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,
этот пальчик я, вот и вся наша семья.
3. Развитие дыхания: «Громко-тихо». Громкое
звучание металлофона птички летают, тихое
приседают.
4. Отработка различения звуков (В-Ф) в словах
и предложениях. Пересказ рассказа «Ёж».
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Поймай
звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь
звук (У)».
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2
стр. 13-15

28

4

Апрель

1

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата
для формирования
правильного произношения звука
(Т)».
Цель: научить детей поднимать
широкий передний край языка
наверх.

1. Артикуляционные упражения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Почистим верхние
зубки».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя
семья»
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,
этот пальчик я, вот и вся наша семья.
3. Развитие дыхания: «Шарик». Вдох —
надуваем животик, выдох сдуваем животик.
4. Отработка изолированного произношения
звука (Т), в слогах, словах.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Повтори
за мной» дети отстукивают ритмический
рисунок.
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2
стр. 16-18
Тема:
«Закрепление 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
произношения звука (Т)».
«Трубочка», «Заборчик», «Вкусное варенье»,
Цель: Упражнять детей в «Чистим верхние зубки».
правильном произношении звука 2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
(Т) в словах и предложениях.
«Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его
гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю
крошку. И сожму его немножко, как сжимает
лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и
другой рукой начну).
3. Развитие дыхания: «Сдуй цветок с ладони».
3. Отработка произношения звука (Т) в словах,
чистоговорках и предложениях.
Физкультминутка.
5.
Развитие
фонематического
слуха:
«Охотник». «Хлопни, когда услышишь звук
(Т)» (среди других звуков, слогов).
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2
стр. 16-18

29

2

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата
для формирования
правильного произношения звука
(Д)».
Цель:
Добиться
умения
поднимать язык за верхние зубы
и присасывать передний край
языка к нёбу.

3

Тема:
«Закрепление
произношения звука (Д)».
Цель: Упражнять детей в
правильном произношении звука
(Д) в словах и предложениях.

4

Тема: «Подготовка движений
органов
артикуляционного
аппарата
для формирования
правильного произношения звука
(К)».
Цель: Добиваться от каждого
ребёнка умения выгибать спинку
языка при опущенном вниз
кончике языка.

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка»,
«Заборчик»,
«Лошадка»,
«Барабан».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его
гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю
крошку. И сожму его немножко, как сжимает
лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и
другой рукой начну).
3. Развитие дыхания: «Чей кораблик уплывёт
дальше».
4. Отработка изолированного произношения
звука (Д), в слогах, словах («Дятел» дятел
дерево долбит, дятел клювом дуб долбит. На
весь лес он стучит д-д-д»)
Физкультминутка.
5.
Развитие
фонематического
слуха:
определение неречевых звуков.
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2
стр. 19-21
1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка»,
«Заборчик»,
«Лошадка»,
«Барабан».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
Выполнение
массажных
движений
в
соответствии с предложенным текстом.
3. Развитие дыхания: «Играем на дудочке»
(ротовой выдох «ду-ду-ду»).
3. Отработка произношения звука (Т) в словах,
чистоговорках и предложениях.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни
в ладоши, когда услышишь звук (д) среди
других звуков».
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2
стр. 19-21
1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска
сердится».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
Выполнение
массажных
движений
в
соответствии с предложенным текстом.
3. Развитие дыхания: «Колобок».
4. Отработка изолированного произношения
звука (К), в слогах, словах.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: «Поймай
звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь
звук (И)».
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2
стр. 19-21
30

Тема:
«Закрепление
произношения звука (К)».
Цель: Упражнять детей в
правильном произношении звука
(К) в словах и предложениях.

Май

1

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска
сердится».
2. Су-джок терапия (мелкая моторика):
«Пальчик, пальчик, где ты был? С этим
братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни
пел».
3. Развитие дыхания: Вдохни аромат цветов
(вдох носом, на выдохе – А-а-а-х).
4. Отработка произношения звука (К) в словах,
чистоговорках и предложениях.
Физкультминутка.
5. Развитие фонематического слуха: повторить
слоговой ряд.
6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2
стр. 22-24

Итоговая диагностика детей. Анализ результатов диагностики.

Уровень развития

Связная речь

Состояние
активного словаря

Звукопроизношени
е (звуки раннего
онтогенеза)

Фонематические
восприятие

Состояние
артикуляционной
моторики

Ф.И. ребёнка

Состояние мелкой
моторики

п/п

Состояние общей
моторики

2.5. Диагностические карты, методы проведения диагностики

1
2
3
4

Условные обозначения диагностических параметров:
3 – норма (нарушений нет), ребенок выполняет задание правильно, самостоятельно;
2 – незначительные отклонения от нормы (не грубое нарушение), ребёнок выполняет
задание с помощью взрослого;
1 – значительное отклонение от нормы (грубое нарушение), ребёнок не может
выполнить задание.

31

Результаты диагностики уровня развития детей
Уровень

Начало года
Количество детей

Конец года
%

Количество детей

%

Норма
Незначительные
отклонения от нормы
Значительное
отклонение от нормы
Анализ, комментарии.
Формы подведения итогов
Диагностика проделанной работы

32

II.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Календарный учебный график
Содержание
Количество групп
Начало учебного года
Адаптационный период
Окончание учебного года
График каникул
Праздничные дни
Продолжительность учебного года
Первое полугодие
Второе полугодие
Продолжительность учебной
нагрузки (минуты)
Всего занятий в неделю
Всего занятий в год

Возрастные группы
3-5 лет
1
01.09.2022
31.05.20223
01.06.23-31.08.23
04.11.2022-04.11.2022; 31.12.22-08.01.23; 23.02.202326.02.2023; 08.03.2023; 29.04.2023-01.05.2023; 06.05.202309.05.2023.
36 недель
17 недель
19 недель
25-30
1
36

3.1. Условия реализации Программы
3.2.1. Особенности организации предметно-развивающей среды
В логопедическом кабинете для реализации дополнительной образовательной
программы «Речевичок» имеются: столы и стулья, магнитная доска, ноутбук, шкаф для
учебных пособий, большое зеркало.

3.2.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Для

реализации

Программы

кабинет

оснащен

развивающими

игрушками

соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями, сюжетными
картинками) по развитию речи. Подобраны произведения художественной литературы
соответственно

возрасту.

Разработаны

картотеки

дыхательной,

артикуляционной,

пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок. Репродукции картин,
иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.

33

3.2. Список нормативных документов и научно-методической литературы
1.

Федеральный

закон

от

№

29.12.2012

«Об

273-ФЗ

образовании

в Российской Федерации».

2.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
№1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования».

3.

Постановление Главного санитарного врача Р.Ф. от 15.05.2013 № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

дошкольных

образовательных организаций».

4.

Приказ Министерства образования и науки Р.Ф. от 17.10.2013 № 1155

«Об утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования.

5.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. — М., 1997.

6.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1985.

7.

Ушаковой О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. / Под ред.— 2012.

8.

Ушаковой. О.С. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. трудов./ Под ред.

- М., 2012.

9.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М., 1981.

10. Ушакова О.С. Струнина Е.М., Развитие речи детей дошкольного возраста Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2004.
11. Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет». ТЦ Сфера 2017 г. 12.Ушакова. О. С.
«Развитие речи детей 3-5 лет». ТЦ Сфера 2017 г. 13.Ушакова. О.С.Развитие речи и
творчества дошкольников. ТЦ Сфера
2017г.

34

3.3. Перечень методических пособий
1. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. /

В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
2. Косинова, Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет /

Е.М. Косинова. - М.: Эксмо, 2012. - 112 c.
3. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018. -

192 c.
4. Я учусь пересказывать. Части 1-5. – СПб.: ООО «Издательство «Детсво-пресс»,

2017.
5. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой: Л.С.Вакуленко. - СПб.: ООО

«Издательство «Детсво-пресс», 2011. – 240с.
6. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической

группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.:
Детство-Пресс, 2013. - 624 c.
7.

Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи от 3 до 4 лет / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 48 c.

8.

Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / .

9. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в

старшей логогруппе.
10. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.

Исправляем произношение: комплексная

методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.:
ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
11. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.
12. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с

общим недоразвитием речи.
13. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической

группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с4 -7 лет)
14. Нищева

Н.

В.

Конспекты

подгрупповых

логопедических

занятий

в

подготовительной группе детского сада для детей с ОНР
15. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии.
16. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка

дошкольников к чтению и письму»)
17. 10. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия

и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Интернет ресурсы:
18. http://www.logoped.ru/skotes30.htm;

35

19. http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/defektologija
20. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/07/16/rabochaya-programma-vospitaniya-

i-obucheniya-detey-s-narusheniyami
21. http://www.pedlib.ru
22. hhh://vk.com.rechecvetik
23. http://www.logoped.ru/skotes30.htm.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».