Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Логоритмика"

Содержание программы
I.
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Логоритмика»
1.1.2 Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей
программы «Логоритмика»
1.1.3 Характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного
возраста
1.2 Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы «Логоритмика»
1.3 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
II. Содержательный раздел
2.1 Организация образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
«Логоритмика», с учетом индивидуальных и возрастных особенностей
воспитанников
2.3 Перспективный план занятий по логопедической ритмике в младшей группе
2.4 Перспективный план занятий по логопедической ритмике в средней группе
III. Организационный раздел
3.1 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей
3.2 Материально-техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей
программы «Логоритмика»
3.3 Список источников и литературы

I. Целевой раздел

3
3
4
4
7
10
10
12
12
13

14
15
16
16
17
18

1.1 Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая программа по «Логоритмике» (далее по тексту дополнительная
общеразвивающая программа по «Логоритмике») Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада №275 (МБДОУ
№275)
разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
1.
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»:
2.
Приказ Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
3.
Приказ Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам дошкольного образования»;
4.
Приказ Министерства образования и науки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544 «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)»;
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573);
7.
Письмо Министерства образования и науки России от 17.11.2011 г. № 03-877 «О
реализации приказа Министерства образования и науки России от 20.07.2011 г. № 2151
«Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения
дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста,
организованных в образовательных учреждениях»;
8.
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки России
от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
В соответствии с локальным актом:
9.
Устав МБДОУ детского сада № 275, утвержденным Распоряжением Управления
образования Администрации г. Екатеринбурга №2771/46/36 от 29.12.2015г (Изменения
(дополнения) Распоряжением Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга
№ 4003/46/36 от 12.12.2017г)
Логопедическая ритмика является одной из звеньев коррекционной педагогики. Это
комплексная методика, которая включает в себя средства логопедического, музыкальноритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая
способность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных
отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма
помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Логоритмика полезна всем детям, которые имеют проблемы становления речевой
функции, в том числе детям с ОВЗ (алалия, дизартрия, задержки речевого развития,
2

нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства). Очень важна
логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как создаёт
положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических
упражнений.
Таким образом дополнительная общеразвивающая программа по «Логоритмике»
направлена на коррекцию и профилактику имеющихся отклонений в речевом развитии детей
младшего дошкольного возраста посредством сочетания слова и движения.
Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы по «Логоритмике» - 2 года. Занятия проходят в групповой
форме. Количество детей в группе – 6-12 человек
Объем программы рассчитан на 32 недели, с нагрузкой – 1 раз в неделю.
Продолжительность в младшей группе (3 – 4 года) – 15 минут; средняя группа (4 – 5 лет) –
20 минут.
1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Логоритмика»
Цель: Оптимизация коррекционно-образовательного процесса посредством
логопедической ритмики для повышения качества обучения детей с нарушениями
речи.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи.
Образовательная область «Речевое развитие»:
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи –
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности;
3. Практическое овладение детьми нормами речи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Развитие музыкально-художественной деятельности;
2. Приобщение к музыкальному искусству;
3. Развитие музыкальности детей;
4. Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
На занятиях по логоритмике предполагается интеграция таких образовательных
областей, как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие».
1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей
программы «Логоритмика»
Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью,
отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие
социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и
других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных
укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с
огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего
3

многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе,
экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире
разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и
конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать
право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.
Принимая вызовы современного мира, РП рассматривает разнообразие как ценность,
образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения
образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с
учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его
возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого
самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап
является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное
проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства),
обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных
норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с
другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в
процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание
предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и
детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на
достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности
ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению,
потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой
составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его
эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает
активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в
реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный
вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса,
может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер
коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям
предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и
отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими
возможностями.
6. Сотрудничество МБДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость
в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной
работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники МБДОУ
должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и
традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы
сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны
здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование
детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ
дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа
предполагает, что МБДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей,
но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению
социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям
4

(посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и
истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий,
праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей,
оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости
(центры семейного консультирования и др.).
8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение
образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации
образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого
ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его
интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам
ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм
активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за
развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в
сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах
деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и
активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования.
Этот принцип предполагает подбор
педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными
особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности
(игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую
активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на
особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном
возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать
психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы,
особенности и склонности.
10.
Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом
его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им
тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип
предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С.
Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых
возможностей ребенка.
11.
Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В
соответствии с ФГОС ДО Программа предполагает всестороннее социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое
развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на
образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается
ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов.
Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи:
познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным,
художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание
образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими
областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям
развития детей раннего и дошкольного возраста.
12.
Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и
достижения целей Программы. ФГОС ДО и Программа задают инвариантные ценности и
ориентиры, с учетом которых МБДОУ разрабатывает свою основную образовательную
программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире
разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за МБДОУ право выбора
способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие
конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации
5

Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов,
запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.
Подходы к формированию Рабочей программы.
1. Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию
образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является
главным критерием его эффективности. Механизм реализации – создание условий для
развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, склонностей, интересов,
с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы,
права на уважение.
2. Деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности
в общем контексте образовательного процесса:
ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности; формами
и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в
образовательную деятельность.
3. Компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной
деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно
действовать в ходе решения актуальных задач:
- Решать проблемы в ходе деятельности (определять цели познавательной
деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные
способы достижения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать
свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;
- Объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать
познавательные проблемы;
- Решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей.
4. Диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности,
развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных
взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъектных
отношений; обогащающий возможности участия родителей, специалистов в решении задач
образовательной программы в условиях социального партнерства и сетевого
взаимодействия.
5. Культурологический
подход,
имеющий
высокий
потенциал
в
отборе
культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать
технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой,
овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом
культуры и ее творцом.
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного возраста
Младшая группа (3 – 4 года):
В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его
общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом
семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять
такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это
противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом
деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность:
выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим
действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников
являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры
небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями
и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают
формироваться.
6

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете.
В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних
детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более
детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие
дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно,
что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте
детям доступны простейшие виды аппликации. образовательная деятельность с детьми 3 – 4
лет.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена
возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном
возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов —
индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурновыработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут
воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны
дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского
сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего
дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4
слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны
запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться
наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев
осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата.
Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между
предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое
особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве
заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате
целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм,
которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют
рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут
наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми
возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников
во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно
наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях.
Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение
ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных
побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает
развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку
воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется
в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Средняя группа (4 – 5 лет):
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые
взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от
принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают
выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и
реальных взаимодействий детей.
7

Развивается изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным
и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием
туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая
сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические
фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей.
Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование
последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой
и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте
лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие
преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более
развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной
предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм
воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов
по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина
и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети
запоминают до 7–8 названий предметов.
Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу
на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые
схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут
строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов
дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им
трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить
мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные
феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им
предъявить три черных кружка и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков
больше
— черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если
спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как
оригинальность и
произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую
сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается
доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в
памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь
становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных,
интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая
структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники
занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при
взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым
становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно
выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим
8

становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе
общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
образовательная деятельность с детьми 4 – 5 лет.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них
оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости
на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается
в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах
начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя
важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
1.2. Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеразвивающей
программы «Логоритмика»
1. Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам;
2. Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами,
выразительно передавая заданный характер, образ;
3. У ребёнка сформированы модуляции голоса, плавность и интонационная
выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет
правильно брать дыхание во время пения;
4. Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата.
5. Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки,
дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела,
психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на
преодоление двигательного автоматизма;
6. Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,
перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
7. Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей,
быстро реагирует на смену движений;
8. Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной
деятельности.

1.3 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой МБДОУ по
Программе направлено на ее усовершенствование.
Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой,
предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых
МБДОУ, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические,
финансовые, информационно-методические, управление учреждением.
В соответствии с ФГОС целевые ориентиры, представленные в Программе:
1. Не подлежат непосредственной оценке;
2. Не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития детей;
9

3. Не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями
детей;
4. Не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей;
5. Не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая:
1. Педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
2. Детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной
деятельности;
3. Карты развития ребенка;
4. Различные шкалы индивидуального развития.
МБДОУ самостоятельно выбирает инструменты педагогической и психологической
диагностики развития детей, в том числе, его динамики.
Диагностика освоения в ДОУ дополнительной общеразвивающей Программы
«Логоритмика» включает следующие блоки информации о результатах деятельности:
1. Воспитание и образование дошкольников в соответствии с дополнительной
общеразвивающей программой;
2. Методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;
3. Материально-техническое и финансовое состояние.
Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой
(результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической
диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью
которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую
дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных
особенностей. (Диагностический инструментарий Т. В. Киселева, Л. А. Манакова. – СПб. :
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 96с.)
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в
его деятельности, воспитатель ставит показатель – сформирован «Сф».
Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется
неустойчиво, ставится показатель – частично сформирован «ЧСф». Эти два показателя
отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной
программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по
высокоформализованным методикам не требуется.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в
совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание
специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить
соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный
показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится – не сформирован «НСф».
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста
интерпретируются следующим образом.
10

Преобладание оценок «Сф» свидетельствует об успешном освоении детьми
требований дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «ЧСф», следует усилить
индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом
выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с
семьей по реализации дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «НСф», процесс
диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного
психологического диагностического обследования.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми,
изучение продуктов их деятельности, несложные эксперименты (в виде отдельных
поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий),
беседы.

Развитие эмоциональной
сферы

Развитие модуляции голоса
(тихо – громко)

н к н к н к н к

Певческие навыки

н к

Развитие чувства ритма

Координация речи с
движением

н к н к

к

Формирование двигательных
навыков

н

Развитие ритмодекламации

Развитие физиологического и
речевого дыхания

Развитие мимической
мускулатуры лица

н к н к н к

Умение четко и правильно
выполнять артикуляционные
упражнения

Период
обследования

Развитий тонких движений
пальцев рук

Фамилия,
№
имя
ребенка

Развитие слухового и
зрительного внимания

Диагностическая карта по развитию у детей навыков логопедической ритмики

н

к

II.
Содержательный раздел
2.1
Организация образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка
Дополнительная общеразвивающая программа «Логоритмика» состоит из
обязательной части.
Дополнительный образовательный процесс МБДОУ детского сада №275 выстроен в
соответствии с Методическим пособием: Логопедическая ритмика в системе коррекционноразвивающей работы с детьми 3 - 4 лет с ТНР / Т. В. Киселева, Л. А. Манакова. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 96с.; Логопедическая ритмика в системе
коррекционно-развивающей работы с детьми 4 - 5 лет с ТНР / Т. В. Киселева, Л. А.
Манакова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 128с. и направлен
на развитие ребенка в пяти образовательных областях.
Речевое развитие включает:
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
11

2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи –
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности;
3. Практическое овладение детьми нормами речи;
4. Обогащение активного словаря.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
1. Развитие музыкально-художественной деятельности;
2. Приобщение к музыкальному искусству;
3. Развитие музыкальности детей;
4. Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Физическое развитие предполагает:
1. Правильная осанка, координация движений при беге, ходьбе, гармоничные
движения рук и ног;
2. Устранение скованности, напряжения;
3. Воспитание свободы в действиях;
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
1. Воспитание положительных личностных качеств у дошкольников;
2. Воспитание нравственно-эстетических и этических чувств;
3. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Познавательное развитие направлено на:
1. Формирование знания об окружающем предметном мире, мире
природы и социальной действительности;
2. Развитие воображения и творческой активности;
3. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Формы организации детей по всем образовательным областям: групповая,
подгрупповая, индивидуальная.
Виды организации детей: непрерывная непосредственная образовательная
деятельность.
Логопедическая ритмика включает в себя различные виды деятельности
(двигательную, музыкальную, игровую, коммуникативную, продуктивную, познавательноисследовательскую, чтение художественной литературы), а также разнообразные формы
работы:
1. Двигательные упражнения;
2. Ритмические упражнения;
3. Развитие координации речи с движениями;
4. Упражнения на развитие диафрагмального и речевого дыхания;
5. Артикуляционную гимнастику;
6. Хороводные игры;
7. Чистоговорки (в средней группе);
8. Фонопедические упражнения (в средней группе);
9. Слушание аудиозаписи и угадывание звуков на слух;
10. Самомассаж кистей рук и лица;
11. Песни с движениями;
12. Пальчиковые игры;
12

13. Игры на развитие мимики;
14. Коммуникативные игры;
15. Релаксацию.
2.2
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
«Логоритмика», с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Характерные особенности:
1. Смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение
направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и
от ребенка к взрослому;
2. Основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого
ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;
3. Содержание образования не должно представлять собой только лишь набор
социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно
включая содержание субъектного опыта ребенка как опыта его индивидуальной
жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным,
формальным, невостребованным.
Характерные черты личностно-ориентированного взаимодействия педагога с
детьми в ДОУ:
1. Создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса
на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей;
2. Оказание помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа
деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и
интересов;
3. Содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии
творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания).
Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная
ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с
общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность
творческого воображения – базиса различных видов искусства, происходит освоение и
осознание ребенком действительности.
При составлении занятий по логопедической ритмике также следует учитывать
следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность,
наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный
подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо
опираться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими
возможностями детей, ее оздоровительную направленность, на связь с основными
компонентами музыкальной деятельности, с учетом механизмов и структуры речевого
нарушения, развития личности логопата.
Методы: словесные, наглядные, практические, метод контрастных сопоставлений,
рефлексия музыкального образа, метод перевоплощения, моторнодвигательное уподобление
характеру музыки.
Средства: предметы материальной культуры, изобразительная наглядность, игровые
пособия, альбомы, дидактический материал (раздаточный материал).
13

2.3 Перспективный план занятий по логопедической ритмике в младшей группе
№
Лексическая тема
Тема занятия
Продолжительность
занятия
СОДЕРЖАНИЕ,
ЗАДАЧИ
1 «Огород. Овощи»
«В огороде Заинька»
20 минут
2 «Сад. Фрукты»
«Яблонька»
20 минут
3 «Семья»
«В гостях у бабушки»
20 минут
4 «Игрушки»
«Есть игрушки у меня…»
20 минут
5 «Части тела и лица»
«Кукла Таня»
20 минут
6 «Умывальные
«Мы умеем умываться»
20 минут
принадлежности»
7 «Одежда»
«Собираемся гулять»
20 минут
8 «Обувь»
«Веселые сапожки»
20 минут
9 «Мебель»
«Медвежонок Мишутка» (по 20 минут
мотивам сказки Л. Толстого
«Три медведя»
10 «Посуда»
«День рождения Зайчика»
20 минут
11 «Зима. Зимние забавы»
«Снеговик»
20 минут
12 «Петушок с семьей»
«Про Петушка»
20 минут
13 «Кошка с котятами»
«Котенька-котик»
20 минут
14 «Собака со щенятами»
«Котенок и щенок»
20 минут
15 «Самолет. Кораблик»
«Приключения Пароходика»
20 минут
16 «Корова с теленком»
«Пастушок»
20 минут
17 «Лошадь с жеребенком» «Я люблю свою лошадку…»
20 минут
18 «Домашние животные» «У нас в гостях игрушки»
20 минут
(обобщение)
19 «Зайчиха с зайчатами»
«Помогаем
Зайчику»
(по 20 минут
мотивам рус. нар. сказки
«Заюшкина избушка»)
20 «Весна»
«Солнышко»
20 минут
21 «Медведица с
«Путешествие в лес» (по 20 минут
медвежатами»
мотивам сказки Л. Н. Толстого
«Три медведя»)
22 «Дикие животные»
«В теремочке мы живем, 20 минут
(обобщение)
дружно песенки поем» (по
мотивам рус. нар. сказки
«Теремок»)
23 «Транспорт»
«Мы едем, едем, едем…»
20 минут
24 «Насекомые»
«Майский день»
20 минут
Итого: 8 часов
2.4 Перспективный план занятий по логопедической ритмике в средней группе
№
Лексическая тема
Тема занятия
Продолжительность
занятия
1 «Игрушки»
«Поезд игрушек»
25 минут
2 «Огород. Овощи»
«Зайка-огородник»
25 минут
3 «Сад. Фрукты»
«Мы в саду гуляли, фрукты 25 минут
собирали»
14

4
5
6
7
8
9

10

11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

«Осень. Признаки
осени»
«Деревья. Лес»
«Одежда»

«Сундучок осени»

«Путешествие в осенний лес»
«Сказка о том, как Алена
растеряла свои вещи»
«Обувь»
«Собираемся гулять»
«Дом и его части»
«Зимовье зверей» (по мотивам
одноименной рус. нар. сказки)
«Квартира. Мебель»
«Теремок-холодок» (по
мотивам одноименной рус.
нар. сказки «Теремок»)
«Посуда»
«Встреча с Федорой» (по
мотивам сказки К. Чуковского
«Федорино горе»)
«Зима»
«Снеговик-почтовик»
(по
мотивам сказки В. Сутеева
«Елка»)
«Зимующие птицы»
«Приключения снежинки»
«Домашние птицы»
«Цыпленок Цып и его семья»
«Домашние животные и «Поездка в Простоквашино»
их детеныши»
«Дикие животные и их «Колобок-путешественник»
детеныши»
«Транспорт»
«Веселые путешественники»
«Весна»
«Весенняя прогулка»
«Семья»
«Капризная внучка»
«Профессии»
«Кем быть?»
«Перелетные птицы»
«Мы в лесу гуляли, птичек
увидали»
«Части тела и лица»
«Поиграем с куклой Аней»
«Город. Улица. ПДД»
«Путешествие по городу»
«Дикие животные
«Весна в лесу»
весной»
«Весенние цветы»
«Даша и Маша (по мотивам
одноименной рус. нар. сказки)
«Насекомые»
«Муха-Цокотуха»
(по
мотивам одноименной сказки
К. Чуковского)

25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут
25 минут

III.Организационный раздел
3.1 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей
Программа «Логоритмика» предполагает создание следующих психологопедагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно – порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность
выбора деятельности, партнерства, средств и т. д.; обеспечивается опора на его личный
опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
15

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности, т.е. сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка,
стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому,
социально-коммуникативному,
познавательному,
речевому,
художественноэстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, т.е.
деятельности по освоению культурных норм и образцов и детской исследовательской,
творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм
активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных
компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства
мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования
Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и
управленцев, работающих по Программе.
3.2 Материально-техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей
программы «Логоритмика»
Требования к среде:
1. Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
2. Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра, набора аудио- и
видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.
3. Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц: детские игрушки: таблицы со
складками и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.
4. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки,
деревянные ложки.
5. Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
6. Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами:
металлофоны, колокольчики.
7. Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные
палочки.
Центр развивающей работы:
1. Игровое пространство для реализации развивающего процесса.
2. Ковер.
3. Мольберт.
4. Столы и стулья.
5. Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор).
Технические средства:
1. Ноутбук.
2. Проектор.
3. Музыкальный центр.
4. Принтер.
16

5. Сканер.
6. Музыкальные произведения.
Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:
1. Бланки с заданиями по темам.
2. Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных.
3. Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям.
4. Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых
упражнений.
Игровой и спортивный инвентарь:
1. Костюмы зверей.
2. Музыкальные инструменты.
3. Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные
коврики.
4. Пособие на развитие дыхания.
5. Ритмические палочки.
6. Массажные мячики «Су-Джок».
3.3 Список источников и литературы
1. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 3
- 4 лет с ТНР / Т. В. Киселева, Л. А. Манакова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 96с.;
2. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 4
- 5 лет с ТНР / Т. В. Киселева, Л. А. Манакова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 128с.
3. Развитие речи и движений у детей 4 – 7 лет: игры и упражнения / Т. П. Ермакова,
Ю. Л. Головешкина, Я. Л. Салугина – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 64с.
4. Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика / О. И.
Крупенчук. – СПб. : ООО Издательский дом «Литера», 2020. – 64с.
5. Логоритмика : запуск речи через пение и движение для детей от двух лет: с
песенками и попевками по QR-коду / Л. А. Татаркина. – Ростов н/Д : Феникс, 2021.
– 70с.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».