Положение о внутренней системе оценки качества образования МБДОУ детский сад №275.pdf

1.
Общие положения
1.1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом №
273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 30
декабря 2021 года, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» с изменениями на 21 января 2019
года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования», Приказом МОиН РФ «Об утверждении порядка проведения
самообследования образовательной организацией» от 14.06.2013 № 462 с изменениями на
14 декабря 2017 года, Приказом МОиН РФ «Об утверждении показателей деятельности
образовательной организации, подлежащей самообследованию» от 10.12.2013 № 1324 с
изменениями на 15 февраля 2017 года, а также Уставом дошкольного образовательного
учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
1.2.
Данное Положение определяет цели, задачи, принципы системы оценки
качества образования в дошкольном образовательном учреждении (далее – внутренняя
система оценки качества образования или ВСОКО), ее организационную и
функциональную структуру, содержание процедур контроля и экспертной оценки
качества образования и общественное участие в оценке и контроле качества образования,
устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования
(далее — мониторинг) в дошкольном образовательном учреждении.
1.3.
Система мониторинга качества образования является составной частью системы
оценки качества образования и служит информационным обеспечением образовательной
деятельности дошкольного образовательного учреждения.
1.4.
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) представляет
собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и
оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных
достижений воспитанников, эффективности образовательной программы с учетом
запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.
1.5.
Основными пользователями результатов системы оценки качества образования
ДОУ являются: воспитатели, воспитанники и их родители, педагогический совет детского
сада, экспертные комиссии при проведении процедур аттестации работников
дошкольного образовательного учреждения.
1.6.
Дошкольное
образовательное
учреждение
обеспечивает
проведение
необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки
качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных
результатов.
1.7.
Положение распространяется на деятельность всех работников ДОУ,
осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором,
в том числе, на сотрудников, работающих по совместительству.
1.8.
В настоящем Положении используются следующие термины:
 Качество образования — комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным
стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям
физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых
результатов образовательной программы.


















1.9.




Система оценки качества дошкольного образования — совокупность
взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов,
механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик
дошкольного образования, свидетельствующих о выполнении установленных
нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей
воспитанников дошкольных образовательных организаций.
Качество условий — выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении;
реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации
образовательного процесса.
Качество образования ДО — это соответствие системы дошкольного образования,
происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и
требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей:
детей, родителей, педагогов ДОУ, учителей начальной школы (учитывая
муниципальную стратегию, гражданский заказ.)
Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в
ДОУ осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями
ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных
образовательных результатов. Используемые в ДОУ критерии оценки
эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на
показателях, характеризующих создаваемые ими условия, при реализации
образовательной программы (комментарии к ФГОС дошкольного образования,
письмо Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249).
Оценивание качества — оценивание соответствия образовательной деятельности,
реализуемой ДОУ, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном
образовании направлено, в первую очередь, на оценивание созданных
организацией условий в процессе образовательной деятельности (Основная
образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 год).
Критерий — признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования — комплексное аналитическое отслеживание
процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества
образования, результатом которого является установление степени соответствия
измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение
общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах,
системе государственно-общественных требований к качеству образования, а
также личностным ожиданиям участников образовательного процесса.
Экспертиза — всестороннее изучение и анализ состояния, условий и результатов
образовательной деятельности.
Измерение — метод регистрации состояния качества образования, а также оценка
уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму
и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования
представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного
образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного
образования.
Оценка качества образования осуществляется посредством:
системы контрольно-инспекционной деятельности;
общественной экспертизы качества образования;
лицензирования;

 мониторинга качества образования.
1.10.
В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
 анализ результатов внутреннего контроля образовательной деятельности;
 педагогический мониторинг;
 психолого-педагогическая диагностика;
 социологическое анкетирование (участников образовательных отношений);
 аналитические отчеты педагогов ДОУ (об итогах реализации ОП ДОУ, созданных
условиях для качественной реализации ОП ДОУ);
 посещение мероприятий, организуемых педагогами ДОУ;
 отчет о результатах самообследования ДОУ.
1.11.
Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества
образования:
 качество процессов;
 качество условий (программно-методические, материально-технические,
кадровые, информационно-технические, организационные и др.);
 качество результата.
1.12.
Система показателей мониторинга качества дошкольного образования
включает несколько элементов: области качества, группы показателей, показатели.
Области качества мониторинга качества дошкольного образования (приложение №6):
 образовательные ориентиры;
 образовательная программа;
 содержание образовательной деятельности;
 образовательная деятельность воспитанников;
 образовательные условия;
 условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья;
 взаимодействие с родителями (законными представителями);
 здоровье, безопасность и повседневный уход;
 управление и развитие.
В каждую из областей качества входит набор показателей, в отдельных областях качества
показатели собираются в группы показателей.
1.13.
Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта
качества образования по результатам работы дошкольного образовательного учреждения
за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год.
1.14.
На основании данного Положения ДОУ обеспечивает разработку, внедрение,
проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учет и дальнейшее использование
полученных результатов.
1.15.
Экспертная рабочая группа для проведения ВСОКО создается на основании
приказа заведующего ДОУ в количестве 4-5 человек.
1.16.
Система внутреннего мониторинга является составной частью годового плана
работы ДОУ.
2.
2.1.



Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества
образования
Целями ВСОКО являются:
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
влияющих на качество образования в детском саду;
получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в дошкольном образовательном учреждении, тенденциях его
изменения и причинах, влияющих на его уровень;



предоставления всем участникам образовательной деятельности и общественности
достоверной информации о качестве образования;
 принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности
потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
 прогнозирование развития образовательной системы детского сада.
2.2.
Задачами построения внутренней системы оценки качества образования
являются:
 формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к
его измерению;
 формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно
реализовывать основные цели оценки качества образования;
 формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной
образовательной статистики и мониторинга качества образования;
 изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ;
 определение степени соответствия условий осуществления образовательной
деятельности государственным требованиям;
 определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов
основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
 обеспечение доступности качественного образования;
 оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников;
 определение степени соответствия качества образования в рамках
мониторинговых исследований качества образования государственным и
социальным стандартам;
 выявление факторов, влияющих на качество образования;
 содействие повышению квалификации воспитателей, принимающих участие в
процедурах оценки качества образования;
 определение направлений повышения квалификации педагогических работников
по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным
достижениям воспитанников;
 определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
 расширение общественного участия в управлении образованием в детском саду;
содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах
оценки качества образования.
2.3.
В основу ВСОКО положены следующие принципы:
 объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;
 реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей
развития отдельных воспитанников при оценке результатов их обучения и
воспитания;
 открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
 преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую
систему оценки качества образования;
 доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
 рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериальный
самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и
показатели;
 повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
педагога;



оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования);
 инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
 минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней
управления;
 сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными
аналогами;
 взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними
взаимосвязей и взаимозависимости;
 соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в детском саду.

3.
Организационная и функциональная структура внутренней системы
оценки качества образования
3.1.
Организационная структура ДОУ, занимающаяся ВСОКО и интерпретацией
полученных
результатов,
включает
в
себя:
администрацию
дошкольного
образовательного учреждения, педагогический совет и членов экспертной рабочей
группы.
3.2.
Администрация дошкольного образовательного учреждения:
 формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО ДОУ
и приложений к ним, утверждает их приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением и контролирует их исполнение;
 разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы оценки качества образования дошкольного
образовательного учреждения, участвует в этих мероприятиях;
 обеспечивает на основе образовательной программы проведение в детском саду
контрольно-оценочных
процедур,
мониторинговых,
социологических
и
статистических исследований по вопросам качества образования;
 организует систему мониторинга качества образования в ДОУ, осуществляет сбор,
обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике
развития, анализирует результаты оценки качества образования на уровне детского
сада;
 организует изучение информационных запросов основных пользователей системы
оценки качества образования;
 обеспечивает условия для подготовки работников ДОУ и общественных экспертов
по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
 обеспечивает предоставление информации о качестве образования на
муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования;
 формирует информационно-аналитические материалы по результатам (анализ
работы ДОУ за учебный год, самообследование деятельности дошкольного
образовательного учреждения);
 принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3.
Экспертная рабочая группа:
 создаётся по приказу заведующего на начало каждого учебного года;
 разрабатывает методики ВСОКО;
 участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития ДОУ;




3.4.







готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений
по результатам ВСОКО на уровне дошкольного учреждения;
обеспечивает на основе ООП ДО и АООП ДО в дошкольном учреждении
контрольно-оценочные процедуры, мониторинговые, социологические и
статистические исследования по вопросам качества образования.
Педагогический совет ДОУ:
принимает участие в формировании информационных запросов основных
пользователей ВСОКО дошкольного образовательного учреждения;
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития ВСОКО в ДОУ;
содействует определению стратегических направлений развития системы
образования в детском саду;
принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации образовательной деятельности в ДОУ;
содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;
заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным
образовательным учреждением по вопросам образования, в том числе сообщения о
проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в детском саду, об охране
труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной
деятельности ДОУ.

4.
Реализация внутреннего мониторинга качества образования
4.1.
Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на
основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих
реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
4.2.
Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и
осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности детского
сада, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества
образования.
4.3.
Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов:
4.3.1.
Нормативно-установочный:
 определение основных показателей, инструментария,
 определение ответственных лиц,
 подготовка приказа о сроках проведения.
4.3.2.
Информационно-диагностический:
 сбор информации с помощью подобранных методик.
4.3.3.
Аналитический:
 анализ полученных результатов,
 сопоставление результатов с нормативными показателями,
 установление причин отклонения, оценка рисков.
4.3.4.
Итогово-прогностический:
 предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива,
 разработка дальнейшей стратегии работы ДОУ.
4.4.
Предметом системы оценки качества образования являются:
 качество условий реализации ООП ДОУ/АООП ДОУ дошкольного
образовательного учреждения;
 качество организации образовательной деятельности, включающей условия
организации образовательной деятельности, в том числе доступность образования,
условия комфортности получения образования, материально-техническое

обеспечение образовательной деятельности, организация питания;
 качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и
реализуемых в детском саду, условия их реализации;
 воспитательная работа;
 профессиональная
компетентность
педагогов,
их
деятельность
по
обеспечению требуемого качества результатов образования;
 эффективность управления качеством образования и открытость деятельности
дошкольного образовательного учреждения;
 состояние здоровья воспитанников.
4.5.
Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и
экспертной оценки качества образования. Содержание процедуры ВСОКО включает в
себя следующие требования:
4.5.1.
Требования к психолого-педагогическим условиям (приложение №4):






4.5.2.







4.5.3.




4.5.4.

4.5.5.

наличие
диагностического
минимума
для
психолого-педагогического
отслеживания динамики развития воспитанников, в том числе измерение их
личностных образовательных результатов;
наличие условий для медицинского сопровождения воспитанников в целях охраны
и укрепления их здоровья, коррекции, имеющихся проблем со здоровьем;
наличие консультативной поддержки педагогов и родителей (законных
представителей) по вопросам коррекции, образования воспитанников,
инклюзивного образования;
наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации
ООП/АООП ДОУ, в том числе, в плане взаимодействия с социумом;
оценка возможности предоставления информации о ООП/АООП ДОУ семей
воспитанников и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный
процесс, а также широкой общественности;
оценка
эффективности
оздоровительной
работы
(здоровьесберегающие
мероприятия, режим дня и т.п.).
Требования к кадровым условиям (приложение №3):
укомплектованность кадрами;
образовательный ценз педагогов;
соответствие профессиональным компетенциям;
уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших
аттестацию);
динамика роста категорийности;
результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов);
наличие кадровой стратегии.
Требования материально-техническим условиям (приложение №2):
оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием,
средствами обучения и мебелью;
оценка состояния условий образования в соответствии с нормативами и
требованиями СанПиН;
оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ,
ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности)
требованиям нормативных документов;
информационно-технологическое
обеспечение
(наличие
технологического
оборудования, сайта, программного обеспечения).
Требования к финансовым условиям (приложение № 5):
финансовое обеспечение реализации ООП/АООП ДО ДОУ осуществляется исходя
из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания.
Требования
к
развивающей
предметно-пространственной
среде

(приложение
№1):
 соответствие компонентов предметно-пространственной среды ФГОС ДО;
 организация образовательной среды и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (трансформируемость,
полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность);
 наличие условий для инклюзивного образования;
 наличие условий для общения и совместной деятельности воспитанников и
взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения;
 учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность.
4.6.
Содержание
процедуры
оценки
системы
качества
организации
образовательной деятельности включает в себя оценку:
 рациональности формирования рабочих программ (выбора методов и технологий в
соответствии с содержанием ООП дошкольного образования);
 качества осуществления педагогами образовательной деятельности в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной
трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, физической,
конструктивной, музыкальной, чтения художественной литературы) и в ходе
режимных моментов;
 качества организации педагогами самостоятельной деятельности детей;
 качества построения сотрудничества с родителями (законными представителями)
воспитанников.
4.7.
Содержание процедуры оценки системы качества результатов освоения ООП
ДО включает в себя оценку (приложение №7):
 динамики индивидуального развития детей при освоении ООП
дошкольного образования;
 динамики показателей здоровья детей;
 динамики уровня адаптации воспитанников к условиям детского сада;
 уровня развития способностей и склонностей, интересов детей (их
образовательных достижений);
 уровня формирования у старших дошкольников предпосылок к образовательной
деятельности;
 уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством
образования в ДОУ (приложение №8).
4.8.
Для осуществления процедуры внутренней системы оценки качества
образования в ДОУ составляется план функционирования внутренней системы оценки
качества образования на учебный год, в котором определяются формы, направления,
сроки, порядок проведения оценки качества образования, ее периодичность,
ответственные и исполнители. План внутреннего мониторинга является составной частью
планирования деятельности ДОУ на учебный год.
4.9.
Процедура проведения ВСОКО предполагает следующий алгоритм действий:
 сбор информации на основе используемых методик;
 анализ и обработка полученных данных, сопоставление с нормативными
показателями;
 рассмотрение полученных результатов на педагогическом совете ДОУ;
 выявление влияющих на качество образования факторов, принятие
управленческих решений по устранению отрицательных последствий;
 формулирование основных стратегических направлений развития
образовательной деятельности на основе анализа полученных данных.

4.10.
Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить
содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов
деятельности дошкольного образовательного учреждения.
4.11.
Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при
необходимости могут корректироваться.
4.12.
Периодичность проведения ВСОКО – один раз в год, в итоге составляется
аналитический отчёт (по результатам сравнительно-аналитической деятельности на
начало и конец учебного года, для детей с ОВЗ по решению ППк).
4.13.
По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся
соответствующие документы — аналитические справки и приказы, отчеты со схемами,
таблицами,
графиками,
диаграммами,
обработанные
с
использованием
стандартизированных компьютерных программ, публичный доклад, самообследование,
которые доводятся до сведения педагогического коллектива ДОУ, учредителя, родителей
(законных представителей).
4.14.
Результаты
мониторинга
являются
основанием
для
принятия
административных решений на уровне дошкольного образовательного учреждения.
4.15.
Администрация детского сада ежегодно публикует доклад о состоянии
качества образования на официальном сайте ДОУ в сети Интернет.
5.
Общественное участие в оценке и контроле качества образования
5.1.
Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования
осуществляется путем предоставления информации:
 основным потребителям результатов ВСОКО;
 средствам массовой информации через публичный доклад заведующего
дошкольным образовательным учреждением;
 размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования
на официальном сайте детского сада.
5.2.
Дошкольная система оценки качества образования предполагает участие в
осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных
объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке
качества образования, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки
качества образования устанавливаются нормативными документами.
6.
Заключительные положения
6.1.
Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга оценки качества
образования является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на
Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
6.2.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
6.3.
Положение о внутренней системе оценки качества образования дошкольного
образовательного учреждения принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего
Положения.
6.4.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Приложение 1
Карта оценки РППС
Баллы: 0 – не соответствует, 1 – частично соответствует, 2 – полностью соответствует
Результаты
Баллы
самообследования эксперта
№ Показатели/индикаторы
Баллы от 0 до 2
I. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества развивающей
предметно-пространственной среды, касающиеся ее содержательной насыщенности
Организация
образовательного
пространства
соответствует возрастным возможностям детей
(приложение 1),
соответствует
особенностям
каждого возрастного этапа:
в помещениях образовательной организации
находится
мебель,
по размеру
и функциональному
назначению
подобранная в соответствии с возрастом
детей;
 в помещениях образовательной организации
выделены
функциональные
зоны
(пространства)
в зависимости
от образовательных,
психологических,
физиологических
потребностей
детей
разного возраста;
 все
доступные
детям
помещения
образовательной организации, включая
коридоры и лестницы, используются для
развития детей (оформляются детскими
рисунками; на стенах, на полу, на ступенях
размещаются надписи, схемы, буквы,
цифры и т. п.)


1.1

1.2

Организация
образовательного
соответствует содержанию ООП ДО

пространства

1.3

В организации образовательного пространства
учитывается целостность образовательного процесса
в образовательной организации, в заданных
образовательных
областях:
социальнокоммуникативной,
познавательной,
речевой,
художественно-эстетической, физической

1.4

Образовательное пространство оснащено игровыми
средствами обучения в соответствии со спецификой
ООП ДО

1.5

Образовательное
пространство
оснащено
спортивным,
оздоровительным
оборудованием,
инвентарем в соответствии со спецификой ООП ДО

1.6

В образовательном пространстве учитывается
реализация различных образовательных программ
(дополнительных, авторских, парциальных)

1.7

В образовательном

пространстве

учитываются

национально-культурные
условия,
в которых
осуществляется образовательная деятельность
1.8

В образовательном пространстве учитываются
климатические условия, в которых осуществляется
образовательная деятельность

1.9

Организация
образовательного
пространства
и разнообразие
материалов,
оборудования
и инвентаря (в здании и на участке) для детей
младенческого и раннего возраста предоставляет
необходимые и достаточные возможности для
движения с разными материалами

Организация
образовательного
пространства
и разнообразие
материалов,
оборудования
и инвентаря (в здании и на участке) для детей
1.10 младенческого и раннего возраста предоставляет
необходимые и достаточные возможности для
предметной и игровой деятельности с разными
материалами
Организация
образовательного
пространства
и разнообразие
материалов,
оборудования
и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает
1.11 игровую,
познавательную,
исследовательскую
и творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование
с
доступными
детям
материалами (в том числе с песком и водой)
Итого баллов
II. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества развивающей
предметно-пространственной среды, касающиеся трансформируемости пространства

2.1

Организация
пространства
и
расположение
материалов обеспечивает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости
от образовательной ситуации

2.2

Организация
пространства
и
расположение
материалов обеспечивает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости
от меняющихся интересов, мотивов и возможностей
детей

2.3

В организации пространства группы используется
разновеликая, но преимущественно достаточно
низкая (по высоте), открытая (без стекол и задних
стенок) мебель

Итого баллов

<...>

<...>

III. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества развивающей
предметно-пространственной среды, касающийся полифункциональности материалов

3.1

Наличие в организации пространства группы
и расположении
материалов,
различных
составляющих предметной среды (детской мебели,
матов, мягких модулей, ширм и т. д.) для
разнообразного использования в разных видах
детской активности

3.2

Наличие
в организации
пространства
полифункциональных предметов и материалов,
не обладающих жестко закрепленным способом
употребления
(есть
возможность
перенести
(перевезти), переставить)

3.3

Наличие в организации пространства природных,
бросовых материалов, пригодных для использования
в разных видах детской активности (в том числе
в качестве предметов-заместителей в детской игре)

3.4

В организации пространства отражена мобильность
средового окружения, позволяющая обеспечить
новизну и сложность предметно-пространственной
среды

3.5

Полифункциональный
характер
организации
предметного
окружения
обеспечивает
стимулирование
творческого
поведения,
побуждающего фантазию ребенка, поставляет
множество элементов для работы воображения,
продуктивной активности

3.6

В организации пространства детям обеспечена
возможность
практического
участия
в преобразовании предметной среды, основанного
на приобщении детей к выразительным средствам
оформительского
искусства
как
условия
формирования творческой активности ребенка

3.7

В организации пространства группы, участка
обеспечена
возможность
его
изменения
в соответствии с игровыми и педагогическими
задачами, в том числе посредством подручных
средств для различных временных сооружений
(домиков, игровых уголков, оград и пр.)

3.8

В организации пространства участка предоставлена
возможность использования одних и тех же объектов
участка (постройки, не имеющие четкого образа,
и природные объекты – низкие кустарники, деревья,
пеньки и пр.) для разных видов детской
деятельности,
которые
можно
использовать
в качестве маркеров игрового пространства, мест для
общения, игры, исследования и уединения и т. п.

3.9

В организации пространства участка предоставлены
подручные материалы для преобразования этого
пространства, подстраивания его под те или иные
игровые или педагогические задачи, обеспечение
опыта построения собственных игровых пространств
на прогулке, использования подручного материала
для этой цели

Итого баллов
IV. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества развивающей
предметно-пространственной среды, касающиеся ее вариативности

4.1

В организации пространства учтены особенности
образовательной деятельности (например, наличие
приоритетной направленности), социокультурные,
экономические условия

4.2

В организации пространства обеспечен учет
специфики информационной социализации и рисков
интернет-ресурсов

4.3

Наличие различных пространств (для игры,
конструирования и пр.) в группе, на территории ОО

4.4

Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек
и оборудования, обеспечивающих свободный выбор
детей

4.5

В организации пространства (группы, здания,
территории (участка)) предусмотрено обеспечение
периодической сменяемости игрового материала,
появление новых предметов, стимулирующих
игровую,
двигательную,
познавательную
и исследовательскую активность детей

4.6

В организации пространства учитывается гендерная
специфика

4.7

В организации
пространства
обеспечена
возможность разнообразного использования объекта
внутри одного вида деятельности

4.8

В организации пространства используются игровые
объекты, которые вариативно используются детьми
(например, на горке дети поднимаются и спускаются
различными способами, катаются и качаются,
цепляются)

4.9

В организации пространства участка обеспечено
разноуровневое расположение объектов (пеньки,
земляные насыпи, горки), что обеспечивает
возможность для разнообразных движений, пробы
самых разных движений, поиска границ своих
возможностей,
развития
двигательной
компетентности,
собственной
безопасности,
координации, образа пространства и телесного
образа себя

Итого баллов

V. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества развивающей
предметно-пространственной среды, касающиеся ее доступности

5.1

В организации пространства, в групповых и других
помещениях, предназначенных для образовательной
деятельности детей (музыкальном, спортивном
залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.),
обеспечены условия для общения и совместной
деятельности
детей как
со взрослыми,
так
и со сверстниками в разных групповых сочетаниях

5.2

В организации пространства организованы условия,
при которых дети имеют возможность собираться
для игр и занятий всей группой вместе, а также
объединяться в малые группы в соответствии
со своими интересами

5.3

В
организации
пространства
прилегающих
территорий здания образовательной организации
выделены зоны для общения и совместной
деятельности больших и малых групп детей
из разных возрастных групп и взрослых, в том числе
для использования методов проектирования как
средств
поисковой,
познавательноисследовательской, творческой, игровой и других
видов деятельности детей

5.4

В организации пространства здания, территории
(участка)
обеспечена
доступность
для
воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов, всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность

5.5

В организации пространства группы обеспечена
доступность для воспитанников, в том числе детей
с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность

5.6

В организации пространства здания, территории
(участка) обеспечен свободный доступ детей, в том
числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности

5.7

В организации пространства группы обеспечен
свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ,
к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской
активности

5.8

В организации
пространства
обеспечена
возможность
для
обсуждения
родителями
(законными представителями) детей вопросов,
связанных с реализацией ООП ДО

5.9

В организации
пространства
обеспечена
возможность для ознакомления родителей (законных
представителей) детей с организацией развивающей
предметно-пространственной среды в семейных
условиях, для соблюдения единства семейного
и общественного воспитания, что способствует
конструктивному взаимодействию семьи и детского
сада в целях поддержки индивидуальности ребенка
в ходе реализации ООП ДО

Наличие в группах различных центров активности,
дающих
возможность
детям
приобрести
разнообразный опыт в самостоятельной (творческой,
5.10 познавательной,
продуктивной,
трудовой,
конструктивной,
социально-ориентированной,
двигательной) деятельности (стеллажи, контейнеры
для хранения игрушек, материалов с надписями
(отличительными знаками, символами)), а также
дополнительных материалов, для изменения,
дополнения обустройства центров активности
Итого баллов
VI. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества развивающей
предметно-пространственной
среды,
касающиеся
безопасности
предметнопространственной среды

6.1

Образовательное пространство и все его элементы
отвечают требованиям по обеспечению надежности
и безопасности их использования, такими как
санитарно-эпидемиологические
правила
и нормативы и правила пожарной безопасности

6.2

В организации пространства здания, участка
используются исправные и сохранные материалы
и оборудование

6.3

В организации предметно-пространственной среды
группы используются исправные и сохранные
материалы и оборудование

6.4

В организации пространства обеспечены условия для
проведения диагностики состояния здоровья детей,
медицинских
процедур,
коррекционных
и профилактических мероприятий

6.5

В организации
пространства
учитывается
необходимость
обеспечения
эмоционального
благополучия детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением и комфортных
условий для работы сотрудников детского сада

6.6

В организации предметно-пространственной среды
групповых и других помещений обеспечено
достаточно
пространства
для
свободного
передвижения детей, а также выделены помещения
или зоны для разных видов двигательной активности
детей – бега, прыжков, лазания, метания и др.

6.7

В организации
пространства
обеспечена
возможность для максимального рассредоточения
детей
в
групповом
блоке
(рациональное
использование всех помещений, игровая, спальня
и приемная)

6.8

В организации предметно-пространственной среды
дети имеют возможность безопасного доступа
к объектам инфраструктуры детского сада, а также
к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской
активности

6.9

В помещениях
образовательной
организации
достаточно места для специального оборудования
для
детей
с
ОВЗ,
имеется
специально
приспособленная мебель, позволяющая безопасно
заниматься разными видами деятельности, общаться
и играть со сверстниками

В организации пространства территории детского
6.10 сада организована защита от погодных явлений
(снег, ветер, солнце и пр.)
Итого баллов
Возможное
(максимальное)
по показателям

количество

баллов

Приложение 2
Карта оценки материально-технических условий образовательной деятельности
Баллы: 0 – не соответствует, 1 – частично соответствует, 2 – полностью соответствует

№

Результаты
самообследования

Показатели/индикаторы

Баллы
эксперта

Баллы от 0 до 2

I. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества материальнотехнического обеспечения ООП ДО
1.1

Образовательное пространство обеспечено учебнометодическим
комплектом
и
необходимым
оборудованием в объеме, предусмотренном ООП ДО

1.2

Образовательное
пространство
обеспечено
оснащенными учебными кабинетами, необходимыми
для реализации ООП ДО

Итого баллов
II. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества оснащенности
средствами обучения и воспитания, используемыми в целях образования
2.1

Наличие мобильного интерактивного комплекса
(интерактивная доска, проектор, ноутбук) и пр.

2.2

Наличие компьютеров, имеющих доступ к сети
Интернет

Итого баллов
III. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества состояния
и содержания территории, зданий и помещений в соответствии с санитарными
правилами и нормами

3.1

Наличие
дополнительных
оборудованных
помещений для занятий с детьми, предназначенных
для поочередного использования всеми или
несколькими детскими группами: музыкальный зал;
физкультурный зал; кабинет учителя-логопеда;
кабинет педагога-психолога

3.2

Наличие
теневых
навесов
площадках в исправном состоянии

3.3

В организации пространства участка обеспечена
возможность хранения игрушек

3.4

В организации пространства участка имеется
песочница с приспособлением для укрытия и песком;
обеспечена возможность его замены и увлажнения

3.5

Наличие в организации пространства
группы
детской мебели, соответствующей росту детей

3.6

Наличие в организации пространства группы столов
и стульев, соответствующих числу детей в группе

3.7

Наличие маркировки на индивидуальных шкафчиках

на прогулочных

в раздевальной
(приемной)
с гендерной спецификой

в соответствии

3.8

Наличие в организации спортивного уголка,
обеспечивающего стимулирование двигательной
активности воспитанников

3.9

Наличие сертификатов на игрушки

Размещение
мебели
в
спальных
комнатах
обеспечивает свободный проход детей между
3.10
кроватями, кроватями и наружными стенами,
кроватями и отопительными приборами
Итого баллов
IV. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества организации
питания
4.1

Технологическое и холодильное оборудование,
инвентарь, посуда, тара находятся в исправном
состоянии

4.2

На кухонном инвентаре и посуде для сырых
и готовых пищевых продуктов имеется маркировка

4.3

Соблюдаются условия хранения сырой и готовой
продукции
в соответствии
с нормативнотехнической документацией

4.4

Соблюдается
график
генеральной
помещений и оборудования

4.5

Осуществление своевременной дератизации

4.6

Соблюдение температурного режима в холодильном
оборудовании

уборки

Итого баллов
V. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества оснащенности
помещений для работы медицинского персонала
5.1

Наличие в медицинском блоке процедурного
кабинета с необходимым оборудованием

5.2

В организации пространства группы имеется
наличие аптечек для оказания первой медицинской
помощи

5.3

Наличие
кабинета

5.4

Наличие в медицинском блоке помещения
приготовления дезинфицирующих растворов

в медицинском

блоке

медицинского
для

Итого баллов
VI. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества охраны зданий
и территории
6.1

Соблюдение требований техники безопасности
в образовательном пространстве групповых и других
помещениях

6.2.

В организации
пространства
специализированная охрана

зданий

имеется

6.3.

В организации пространства зданий осуществляется
пропускной режим

Итого баллов
VII. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества организации
пожарной защищенности
7.1

Соблюдение правил пожарной безопасности при
подготовке к проведению новогодних утренников

7.2

Наличие индивидуальных средств защиты органов
дыхания в группах и кабинетах

7.3

Исправное техническое состояние огнетушителей

7.4

Работоспособность внутренних пожарных кранов
на водоотдачу с перекаткой

7.5

Соблюдение
правил
пожарной
безопасности
на рабочем месте, противопожарного режима,
эвакуационных выходов

7.6

Исправное состояние пожарной сигнализации
и автоматической системы оповещения людей при
пожаре

Итого баллов
VIII. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества доступной
среды
8.1

Наличие
адаптированных
программ для детей с ОВЗ

образовательных

8.2

Наличие в детском саду учебных пособий
и дидактических материалов для обучения детей
с ОВЗ

8.3

Наличие паспорта доступности объекта социальной
инфраструктуры для всех категорий инвалидов

8.4

Наличие в детском саду элементов доступной среды:
пандусы; звонок; расширенные дверные проемы;
оборудованные туалеты

8.5

Надлежащее размещение оборудования и носителей
информации,
необходимых
для
обеспечения
беспрепятственного доступа к объектам (местам
предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие
расстройства функции зрения, слуха и передвижения

8.6

Дублирование
необходимой
для
инвалидов,
имеющих стойкие расстройства функции зрения,
зрительной информации – звуковой информацией,
а также надписей, знаков и иной текстовой
и графической
информации –
знаками,
выполненными
рельефно-точечным
шрифтом
Брайля и на контрастном фоне

8.7

Дублирование необходимой для инвалидов по слуху
звуковой информации зрительной информацией

Итого баллов
Возможное
(максимальное)
по показателям

количество

баллов

Приложение 3
Карта оценки кадровых условий образовательной деятельности
Баллы: 0 – не соответствует, 1 – частично соответствует, 2 – полностью соответствует
Результаты
самообследования

№ Показатели/индикаторы

Баллы
эксперта

Баллы от 0 до 2

I. Показатели, характеризующие общий критерий условий реализации ООП ДО,
касающийся укомплектованности педагогическими кадрами
Образовательная
организация
1.1 квалифицированными
кадрами
со штатным расписанием

укомплектована
в соответствии

Наличие специалистов для оказания психологопедагогической, медицинской и социальной помощи:
1.2
педагог-психолог,
учитель-логопед,
учительдефектолог, социальный педагог и др.
Наличие в штате детского сада педагогических
работников, имеющих основное образование или
1.3 получивших дополнительное образование для
обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ и детейинвалидов
Наличие
дополнительно
предусмотренных
1.4 ассистентов (помощников), оказывающих детям
с ОВЗ необходимую помощь
Наличие в штате детского сада педагогических
работников, имеющих основное образование или
1.5 получивших дополнительное образование для
организации дополнительных образовательных услуг
(в том числе платных)
Итого баллов
II. Показатели, характеризующие общий критерий условий реализации ООП,
касающийся уровня образования педагогических кадров
2.1

Имеют высшее педагогическое
педагогических работников

образование 50%

Имеют
высшее
педагогическое
образование
2.2 по направлению деятельности в образовательной
организации 50% и более педагогических работников
Имеют среднее профессиональное образование
2.3 по направлению деятельности в детском саду 30%
педагогических работников
Профессиональная переподготовка по направлению
2.4 деятельности в детском саду обеспечена 100%
педагогических работников
Итого баллов
III. Показатели, характеризующие общий критерий условий реализации ООП ДО,

касающийся уровня квалификации педагогических кадров
3.1

Высшую квалификационную категорию имеют 40%
и более педагогических работников

3.2

Первую квалификационную категорию имеют 40%
и более педагогических работников

3.3

Соответствие занимаемой должности
педагогических работников

имеют 20%

Итого баллов
IV. Показатели, характеризующие общие критерии условий реализации ООП,
касающиеся непрерывности профессионального образования педагогических кадров
В организации обеспечена возможность прохождения
4.1 повышения
квалификации
руководящим
и педагогическим работникам детского сада
В организации
разработаны
и реализуются
программы
повышения
квалификации
управленческих
и педагогических
кадров,
4.2
предусматривающие владение ими теоретическими
и практическими знаниями и умениями в области
дошкольного воспитания
Использование
педагогическими
работниками
детского сада информационно-коммуникативных
технологий
в образовательном
процессе
4.3
(стационарные
и мобильные
компьютеры,
интерактивное
оборудование,
принтеры,
возможности сети Интернет)
4.4

В организации
обеспечена
возможность
дистанционных форм повышения квалификации

В организации
обеспечено
методическое
4.5 сопровождение
педагогических
кадров
по актуальным вопросам дошкольной педагогики
Итого баллов
V. Показатели, характеризующие общий критерий условий реализации ООП ДО,
касающийся участия педагогов в городских, областных, всероссийских мероприятиях
презентующих опыт педагогов детского сада. Активность в профессиональных сообществах
В профессиональных конкурсах муниципального,
5.1 регионального уровней ежегодно участвуют до 20%
педагогов
5.2

В профессиональных конкурсах федерального уровня
ежегодно участвуют не менее 5% педагогов

Регулярно презентуют опыт работы в различных
формах на уровне муниципальных, территориальных,
5.3
региональных, всероссийских мероприятий 50%
педагогов
Имеют публикации профессионального опыта
5.4 в научно-методических
сборниках,
журналах
и др. 50% педагогов

Итого баллов
Возможное
(максимальное)
по показателям

количество

баллов

Приложение 4
Карта оценки психолого-педагогических условий образовательной деятельности
Баллы: 0 – не соответствует, 1 – частично соответствует, 2 – полностью соответствует

№

Показатели/индикаторы

Результаты
самообследования

Баллы
эксперта

Баллы от 0 до 2

I. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной
деятельности, касающийся уважительного отношения педагога к человеческому
достоинству детей, формирования и поддержки их положительной самооценки,
уверенности в собственных возможностях и способностях

1.1

Педагог выбирает правильные педагогические
стратегии, относится к детям уважительно,
внимательно, позитивно реагирует на их поведение,
учитывает их потребности и интересы и выстраивает
свои предложения в соответствии с ними

1.2

Педагог ценит личный выбор и соучастие детей
в определении содержания и форм образования
(больше половины всех форм непрерывной
образовательной деятельности инициируется самими
детьми)

1.3

Педагог
вносит
изменения
(корректировку)
в учебный план, расписание занятий с детьми
на основе наблюдений, определяет необходимость
в изменении содержания обучения или форм
и методов, с тем чтобы образовательная технология
наилучшим способом подходила как детям группы,
так и тому или иному ребенку

1.4

Педагог учитывает потребность детей в поддержке
взрослых (проявляет внимание к настроениям,
желаниям, достижениям и неудачам каждого
ребенка, успокаивает и подбадривает расстроенных
детей и т. п.)

1.5

Педагог побуждает детей высказывать свои чувства
и мысли, рассказывать о событиях, участниками
которых они были (о своей семье, друзьях, мечтах,
переживаниях и пр.); сам делится своими
переживаниями, рассказывают о себе

1.6

Проявляют уважение к личности каждого ребенка
(обращаются вежливо, по имени, интересуются
мнением ребенка, считаются с его точкой зрения,
не допускают действий и высказываний, унижающих
его достоинство и т. п.)

1.7

Педагог способствует формированию у ребенка
представлений о своей индивидуальности: стремится
подчеркнуть
уникальность
и неповторимость
каждого ребенка – во внешних особенностях (цвете

глаз, волос, сходстве с родителями, непохожести
на других детей и др.), обсуждает предпочтения
детей (в еде, одежде, играх, занятиях и др.)

1.8

Педагог способствует развитию у каждого ребенка
представлений о своих возможностях и способностях
(стремится выделить и подчеркнуть его достоинства,
отмечает успехи в разных видах деятельности,
обращает на них внимание других детей и взрослых)

1.9

Педагог способствует развитию у детей уверенности
в своих силах (поощряет стремление ребенка
к освоению новых средств и способов реализации
разных видов деятельности: побуждает пробовать,
не бояться ошибок, вселяет уверенность в том, что
ребенок обязательно сможет сделать то, что ему пока
не удается, намеренно создает ситуацию, в которой
ребенок может достичь успеха, и т. п.)

Помогает
детям
преодолевать
1.10 эмоциональные состояния (страх
боязнь темноты, и т. д.)

негативные
одиночества,

Итого баллов
II. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной
деятельности, касающийся использования в образовательной деятельности форм
и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям

2.1

Педагог уделяет специальное внимание детям
с особыми образовательными потребностями (детям
с ОВЗ, детям, находящимся в трудной жизненной
ситуации, одаренным детям)

Педагог помогает детям с ОВЗ, детям-инвалидам
2.2. включиться
в детский
коллектив
и в образовательный процесс
2.3.

Педагог использует позитивные способы коррекции
поведения детей

Педагог чаще пользуется поощрением, поддержкой
детей, чем порицанием и запрещением (порицания
2.4. относят только к отдельным действиям ребенка,
но не адресуют их к его личности, не ущемляют его
достоинства)
Педагог
планирует
образовательную
работу
(развивающие игры, занятия, прогулки, беседы,
экскурсии и пр.) с каждым ребенком и с группой
2.5.
детей
на
основании
данных
психологопедагогической диагностики развития каждого
ребенка
Итого баллов
III. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной
деятельности, касающийся построения образовательной деятельности на основе
взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития

3.1

Педагог использует способы и приемы эмоционально
комфортного типа взаимодействия в зависимости
от эмоциональных проявлений ребенка; обеспечивает
гибкое ситуативное взаимодействие, опирающееся
на непосредственный детский интерес, проявления
самостоятельности, активности

3.2

Цели, содержание, способы взаимодействия педагог
варьирует
в зависимости
от уровня
развития
и личностных проявлений детей

3.3

Педагог ставит и реализует задачи применительно
к
ситуации
развития
конкретного
ребенка
(подгруппы, группы детей), а не к возрасту группы

3.4

Педагог проявляет готовность лучше понять, что
происходит с ребенком, распознает действительные
причины его поведения, состояния, осмысливает
последствия

3.5

Педагог определяет интересы, умения и потребности
каждого ребенка, выясняет, что он предпочитает,
какие занятия выбирает, когда есть выбор

Итого баллов
IV. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной
деятельности, касающийся поддержки педагогом положительного, доброжелательного
отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности

4.1

Педагог поддерживает доброжелательные отношения
между
детьми
(предотвращает
конфликтные
ситуации, собственным примером демонстрирует
положительное отношение ко всем детям), создает
условия для развития сотрудничества между ними

4.2

Педагог помогает детям осознать ценность
сотрудничества (рассказывает о необходимости
людей друг в друге, организует совместные игры,
различные виды продуктивной деятельности,
способствующие достижению детьми общего
результата, объединению коллективных усилий)

4.3

Педагог обсуждает с детьми план совместной
деятельности: что и когда будут делать,
последовательность
действий,
распределение
действий между участниками и т. п.

4.4

Педагог помогает детям налаживать совместную
деятельность, координировать свои действия,
учитывая желания друг друга, разрешать конфликты
социально приемлемыми способами (уступать,
договариваться
о распределении
ролей,
последовательности событий в игре, делить игрушки
по жребию, устанавливать очередность, обсуждать
возникающие проблемы и пр.)

4.5

Педагог поощряет взаимную помощь и взаимную
поддержку детьми друг друга

Итого баллов
V. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной
деятельности, касающийся поддержки инициативы и самостоятельности детей
в специфических для них видах деятельности

5.1

Педагог
поддерживает
стремление
детей
к самостоятельности (решение задач без помощи
со стороны взрослого), способность к проявлению
инициативы и творчества в решении возникающих
задач

5.2

Педагог наблюдает за ребенком, чтобы понять
ребенка как личность, с тем чтобы создавать для него
комфортные условия и полностью вовлекать в жизнь
группы, поддерживать и поощрять его активность
и инициативу в познании

5.3

Педагог чутко
в общении

5.4

Педагог откликается на любые просьбы детей
о сотрудничестве и совместной деятельности (вместе
поиграть, почитать, порисовать и пр.); в случае
невозможности удовлетворить просьбу ребенка
объясняет причину

5.5

Педагог поддерживает инициативу детей в разных
видах детской деятельности (в процессе игр
и занятий побуждает высказывать собственные
мнения, пожелания и предложения, принимает
и обсуждает высказывания и предложения каждого
ребенка, не навязывает готовых решений, жесткого
алгоритма действий)

реагирует

на инициативу

детей

Итого баллов
VI. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной
деятельности, касающийся возможности выбора детьми материалов, видов
активности, участников совместной деятельности и общения
6.1

Педагог развивает у детей чувство ответственности
за сделанный выбор, за общее дело, данное слово и т.
п.

6.2

Педагог
уважает
права
каждого
ребенка
(по возможности предоставляет ребенку право
принимать собственное решение; выбирать игры,
занятия, партнера по совместной деятельности,
одежду, еду и пр.; по своему желанию использовать
свободное время и т. п.)

6.3

Педагог предоставляет право ребенку инициировать
и входить
в детско-взрослые
сообщества,
высказывать суждение о мотивах, характере,
результатах собственных действий и действий
других людей; получать собственные результаты
действий, оценивать

Итого баллов

VII. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной
деятельности, касающийся защиты детей от всех форм физического и психического
насилия

7.1

Педагог обеспечивает баланс между разными видами
игры
(подвижными
и спокойными,
индивидуальными и совместными, дидактическими
и сюжетно-ролевыми и пр.)

7.2

Соблюдают баланс между игрой и другими видами
деятельности
в педагогическом
процессе,
не подменяя ее занятиями и обеспечивая плавный
переход от игры к непрерывной образовательной
деятельности, режимным моментам

7.3

Педагог
проводит
систематическую
работу
по предотвращению нарушений прав ребенка,
по профилактике случаев жестокого обращения
с детьми

7.4

Педагог не прибегает к физическому наказанию или
другим негативным дисциплинарным методам,
которые обижают, пугают или унижают детей

7.5

Педагог уделяет специальное внимание детям,
подвергшимся физическому или психологическому
насилию (своевременно выявляют случаи жестокого
или пренебрежительного обращения с ребенком,
оказывают
поддержку
в соответствии
с рекомендациями специалистов)

Итого баллов
VIII.
Показатели,
характеризующие
общий
критерий
оценки
качества
образовательной деятельности, касающийся поддержки родителей (законных
представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения
семей непосредственно в образовательную деятельность

8.1

Педагог предоставляет родителям возможность
больше узнать о своих детях, помогает собрать
разнообразную информацию о продвижении ребенка
в своем развитии, помогает оценить сильные
стороны развития ребенка, увидеть его особенности,
нужды и потребности, характер взаимоотношений
с другими людьми (детьми, взрослыми) и т. п.

8.2

Педагог
помогает
родителям
(законным
представителям) лучше чувствовать и понимать
эмоциональные проблемы собственного ребенка,
овладевать алгоритмом творческого взаимодействия
с ним (коммуникативного, игрового, эстетического,
творческого характера), творческой деятельности

8.3

Педагог способствует расширению для родителей
(законных представителей) детей с ОВЗ, детейинвалидов, круга общения с опорой на пример
других семей с аналогичными проблемами;
формированию способности сопереживать, проявляя
не жалость, а желание оказать поддержку

8.4

Педагог обеспечивает максимально возможное
расширение социокультурного пространства семьи
ребенка
с особыми
образовательными
потребностями, через специально организованное
регулярное
общение
с эмпатичными
детьми,
их родителями, создает чувство позитивности
и доверия у детей и взрослых

8.5

Педагог рассказывает (и устно, и письменно)
о ребенке – о том, что происходило в течение дня,
каковы позитивные стороны личности ребенка, какие
достижения и трудности были у него в течение дня

Итого баллов
Возможное
(максимальное)
по показателям

количество

баллов

Приложение 5
Карта оценки финансовых условий образовательной деятельности
Баллы: 0 – не соответствует, 1 – частично соответствует, 2 – полностью соответствует

№

Результаты
самообследования

Показатели/индикаторы

Баллы
эксперта

Баллы от 0 до 2

I. Показатели, характеризующие расходы на оплату труда работников, реализующих
ООП ДО
Уровень оплаты труда педработников соответствует
1.1 среднему
показателю
по
муниципалитету,
установленному учредителем
Уровень финансирования расходов на оплату труда
1.2 учебно-вспомогательного персонала сохранен или
увеличен по сравнению с предыдущим периодом
Итого баллов
II. Показатели, характеризующие расходы
и воспитания, соответствующих материалов

на приобретение средств

обучения

Фактические финансовые затраты на приобретение
учебных пособий (учебно-методические пособия,
2.1
дидактические
пособия)
совпадают
с запланированными затратами
Фактические финансовые затраты на приобретение
2.2 игровых
пособий,
спортивного
инвентаря
совпадают с запланированными затратами
Фактические финансовые затраты на приобретение
технических средств обучения и программного
2.3
обеспечения (ИКТ) совпадают с запланированными
затратами
Итого баллов
III. Показатели, характеризующие финансовые условия организации дополнительного
профессионального образования педагогических работников
Финансирование
потребности
в
3.1 квалификации
педагогических
осуществляется в полном объеме

повышении
работников

Финансирование потребности в профессиональной
переподготовке
педагогических
работников
3.2
по профилю деятельности осуществлено в полном
объеме
Итого баллов
IV. Показатели, характеризующие наличие информации о финансовом обеспечении,
представленной на официальном сайте детского сада
4.1 План ФХД реализован в полном объеме
4.2

Отчет о поступлении финансовых и материальных
средств
и их расходовании
размещен

на официальном
сайте
в установленные сроки

детского

сада

На официальном
сайте
образовательной
4.3 организации размещена информация о ФХД
образовательной организации
Итого баллов
V. Показатели, характеризующие предоставление образовательной
дополнительных образовательных услуг, в том числе и платных
Наличие
в приложении
к лицензии
на осуществление образовательной деятельности
5.1
подвида
дополнительного
образования
«Дополнительное образование детей и взрослых»
Наличие
локальных
актов
на
оказание
5.2 дополнительных образовательных услуг, в том
числе платных
5.3

Наличие
бесплатных
образовательных услуг

дополнительных

5.4.

Наличие
платных
образовательных услуг

дополнительных

Итого баллов
Возможное (максимальное)
по показателям

количество

баллов

организацией

Приложение 6
Карта оценки качества организации образовательной деятельности
МДОУ «Детский сад №11 г. Ртищево»
за
г.

Объект ВСОКО

Показатель, который
характеризует объект ВСОКО

ООП ДО, АООП ДО

Соответствие
федерального
ФГОС

Рабочая программа воспитания

Соответствие
требованиям
федерального законодательства
по вопросам
воспитания
обучающихся,
запросам
родителей
(законных
представителей)

Дополнительные
общеразвивающие
программы

Соответствие
требованиям
федерального законодательства
в части допобразования, запросам
родителей

Образовательный процесс

Образовательный
процесс,
который организует педагог.
Самостоятельная
детская
деятельность

Взаимодействие
участников
образовательных
отношений,
в том числе по вопросам
воспитания,
а также
с социальными партнерами

Взаимодействие
с детьми.
Взаимодействие
воспитанников.
Взаимодействие
партнерами

требованиям
законодательства,

сотрудников
с родителями
с социальными

Баллы:
0 – не соответствует,
1 – частично
соответствует,
2 – полностью
соответствует

Приложение 7 к положению о внутренней системе
оценки качества образования
Лист динамики индивидуального развития воспитанников
МДОУ «Детский сад №11 г. Ртищево»
за
г..
ОО

Результат на
начало года

Социально-коммуникативное развитие
навык сформирован
в стадии формирования
навык не сформирован
навык не оценен
Познавательное развитие
навык сформирован
в стадии формирования
навык не сформирован
навык не оценен
Речевое развитие
навык сформирован
в стадии формирования
навык не сформирован
навык не оценен
Художественно-эстетическое развитие
навык сформирован
в стадии формирования
навык не сформирован
навык не оценен
Физическое развитие
навык сформирован
в стадии формирования
навык не сформирован
навык не оценен
Итоговый результат освоения ООП
навык сформирован
в стадии формирования
навык не сформирован
навык не оценен

Результат на
конец года

Приложение 8
Анкета№1
изучения мнений родителей о качестве предоставляемых образовательных услуг
в ДОУ
Уважаемые родители!
Опрос проводится с целью определения степени удовлетворённости качеством образовательных
услуг в МДОУ. Просим Вас ознакомиться с каждым вопросом анкеты и отметить только один
вариант ответа, который соответствует Вашему мнению. Опрос является анонимным, его результаты
будут использованы только в обобщённом виде.
I. Пользуетесь ли Вы сайтом детского сада?
1) да
2) нет
II. Вы получаете информацию о ДОУ чаще всего от:
1) ребенка
2) воспитателей
3) других родителей
III. В какой мере Вы удовлетворены работой данного образовательного учреждения?
1) полностью удовлетворен
2) частично удовлетворен
3) не удовлетворен
IV. Как Вы оцениваете качество предоставляемых образовательных услуг?
1) высокое
2) среднее
3) низкое
V. Проводится ли достаточно полезных и интересных мероприятий для ребёнка
1) да, достаточно
2) нет, недостаточно
3) затрудняюсь с ответом
VI. Проявляется ли забота о физическом развитии и здоровье ребёнка
1) да
2) нет
3) затрудняюсь с ответом
VII. Как Вы оцениваете доброжелательность и культуру общения педагогических
работников образовательного учреждения?
1) доброжелательны и внимательны
2) недостаточно доброжелательны или недостаточно внимательны
3) затрудняюсь ответить
VIII. Какие отношения преобладают между педагогами и родителями?
1) доброжелательные
2) равнодушные
3) неприязненные
4) конфликтные
IX. Как Вы оцениваете организацию и качество питания вашего ребёнка
питание организовано разнообразно, качественно
ваш вариант ответа
X. Пользуйтесь ли Вы дополнительными платными услугами в нашем дошкольном
учреждении?
1) да
2) нет
Благодарим Вас за участие!!!

Анкета № 2 для родителей воспитанников ДОУ
Уважаемые родители!
Пожалуйста, постарайтесь ответить на все вопросы анкеты: выразить свое мнение о
работе детского сада, воспитателях и занятиях, а также об отношении вашего ребенка к
саду. Ваши ответы важны, чтобы сотрудники детского сада смогли улучшить свою работу
1. Хороший детский сад должен
1. -подготовить моего ребенка к школе
2. -научить ребенка слушаться взрослых
3. -создать психологически комфортную обстановку для моего ребенка
4. -научить ребенка навыкам самообслуживания
5. -приучить ребенка к режиму дня
6. -обеспечить безопасность моего ребенка
7. -дать возможность моему ребенку играть
8. -научить ребенка общаться со сверстниками
2. Как вы выбирали детский сад для своего ребенка? (отметьте все подходящие
ответы. Если не подходят, впишите свой).
1. -Не выбирали
2. -Близко от дома
3. -Хорошо оснащен
4. -Хорошие педагоги
5. -Хорошо кормят
6. -Хорошо следят за детьми
3. Что Вам нравится в вашем детском саду?

4. Что Вам не нравится в вашем детском саду?

5. Когда вы приводите ребенка утром в детский сад, он чаще всего
(отметьте один из вариантов, или впишите свой)
1. плачет (не хочет идти)
2. бежит к воспитателю
3. бежит к ребятам
4. бежит к игрушкам
6. Воспитатель вашей группы (отметьте, «часто», « редко» или «никогда»)
1. -с удовольствием рассказывает вам о вашем ребенке и его успехах
часто /редко/никогда
2. -кричит на вашего ребенка
часто /редко /никогда
3. -выслушивает, когда ребенок что-то рассказывает
всегда /иногда/никогда
4. -выражает симпатию вашему ребенку (гладит по головке, улыбается)
часто /редко /никогда
7. Каких занятий с детьми в вашей группе детского сада недостаточно?
8. Когда вы приходите забирать своего ребенка из детского сада, вы обычно слышите:
1. -голос воспитателя
2. -голоса детей
3. -тишину
9. Как часто вы общаетесь с администрацией детского сада?
1. -Раз в неделю

2. -Раз в месяц
3. -Раз в год
4. -Никогда
5. -По праздникам и на общих собраниях
6. -По необходимости
10. Что ваш ребенок рассказывает о жизни в детском саду?
1. -Занятия вашему ребенку:
нравятся /не нравятся/ не знаю
2. -Ваш ребенок общается и играет:
со всеми ребятами в группе / с несколькими ребятами в группе / ни с кем не играет / не
знаю
3. -Занятия в саду для ребенка:
очень трудные/ очень легкие/ по- разному/ не знаю
4. -Еда в саду:
вкусная / невкусная / не знаю
11. Дома вы с ребенком
1. -занимаетесь (учите читать, считать и т.п.)
2. -смотрите телевизор
3. -гуляете
4. -играете
5. -читаете книжки
6. -вместе занимаетесь домашним хозяйством (убираетесь, готовите и т.п.)
12. В какие игры любит играть ваш ребенок дома?

Анкета
«Выявление затруднений педагога при осуществлении воспитательного
процесса»
Уважаемый педагог! Определите степень своих затруднений в
приведенных ниже аспектах педагогической деятельности
(поставьте "галочку" в соответствующей графе).
Аспект
педагогической
деятельности
1
Планирование
воспитательной
работы
Умение
поставить цель и
задачи в
воспитательной
работе
Знание
современных
воспитательных
технологий
Введение
инновационных

Очень
сильная
2

Степень затруднения
Сильная
Средняя
3

4

Слабая или
отсутствует
5

форм
воспитательной
работы
Использование
современных
воспитательных
технологий
Знание детской
возрастной
психологии
Работа с
родителями
Проведение
родительских
собраний
Индивидуальная
работа с
детьми
Спасибо!
Анкета
педагогов при организации образовательного

«Определение затруднений
процесса»
Уважаемый педагог! Определите степень своих затруднений в
приведенных ниже аспектах педагогической деятельности
(поставьте "галочку" в соответствующей графе).
Аспект педагогической
деятельности
1
Тематическое
планирование
Перспективное
планирование
Планирование
самообразования
и
повышение
педагогического мастерства
Овладение содержанием
новых программ и
технологий
Умение ставить цели
Умение
отработать
содержание
материала к

Очень
сильная
2

Степень затруднения
Сильная
Средняя
3

4

Слабая или
отсутствует
5

занятию
в соответствии с
поставленной задачей
Использование
эффективных форм на
занятие
Использование элементов
современных
педагогических технологий
Умение
провести
самоанализ
занятия
Осуществление
дифференцированного
подхода
к обучению
Описание своего опыта
работы
Спасибо!

Приложение 9
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
(наименование дошкольного образовательного учреждения)

/
подпись

Приказ №

/
расшифровка подписи

от ..................... 202

Примерная программа внутреннего
мониторинга качества образования
дошкольного образовательного учреждения
(наименование дошкольного образовательного учреждения)

г.

№
Направления
п/п
мониторинга
1 Требования к
материальнотехническим
условиям.
Обеспечение
комплексной
Безопасности
участников
образовательной
деятельности

2 Сохранение и
укрепление
физического и
психического
здоровья
воспитанников

Предмет мониторинга
1.Требования к зданию и участку
ДОУ
2.Требования к
водоснабжению и
канализации
3.Требования к набору и
площадям ДОУ, оборудованию
4.Требования к
искусственному и
естественному освещению
5.Требование к санитарному
состоянию и содержанию
помещений
6.Требования пожарной
безопасности
7.Требования по охране жизни и
здоровья воспитанников

Анализ заболеваемости

Индикаторы
Рост удовлетворенности населения
качеством дошкольного образования от
общего числа опрошенных родителей,
дети которых посещают дошкольное
образовательное учреждение.
Отсутствие нарушений.

Периодичность
1 раза в год
1 раза в год
1 раза в год

Итоговая
статистика
Аналитическая
справка

Заведующий,
медицинская
сестра

Общее собрание
работников ДОУ

Показатели
заболеваемости,
аналитические
справки

Старший
воспитатель

Педагогический
совет

Заведующий,
Зам.зав. по АХР
(завхоз),
ответственные за
ТБ, ОТ, пожарную
безопасность и ГО,
ЧС

1 раза в год
в течение года
1 раз в квартал
- соответствие состояния территории,
здания;
- наличие оснащенности помещений в
соответствии с СанПин
- наличие специалистов (медработник,
инструктор по физкультуре, педагогпсихолог, учитель-логопед)
- сформированность культуры здоровья
педагогического коллектива
- наличие или отсутствие физкультурнооздоровительного оборудования
Снижение показателей уровня
заболеваемости воспитанников.

2 раза в год

1 раз в год
1 раз в год
1 раз в год
ежемесячно

Анализ физического развития
воспитанников

Наличие или отсутствие физкультурнооздоровительных мероприятий в группе
Количество дней, пропущенным одним
ребенком по болезни
Индекс здоровья
Повышение уровня физического развития
воспитанников

2 раза в год

Анализ организации питания
воспитанников

Выполнение норм питания на одного
ребенка

1 раз в 10 дней

Организация оздоровления
воспитанников ДОУ

Коллегиальный
орган
Общее собрание
работников ДОУ

Ответственные

Старшая
медсестра,
Воспитатели
Заведующий,
медицинская
сестра

% высокого,
среднего и низкого
уровня
Общее собрание
работников ДОУ

Справка

3 Соответствие
материальнотехнических
условий для
реализации
ООП/АООП ДО
ДОУ

- Материально-техническая база
(МТБ) дошкольного
образовательного учреждения
- Развивающая предметнопространственная среда (РППС)
ДОУ
- Оснащение воспитательнообразовательной деятельности
- Наличие игрового
оборудования по принципу
гендерной педагогики
- Соответствие требованиям игр
игрушек, дидактического
материала, издательской
продукции
- Использование ИКТ технологий
в образовательной деятельности
- Учебно-методический комплект

4. Соблюдение
требований к
психологопедагогическим
условиям
реализации
ООП/АООП ДО
ДОУ

- наличие диагностического
минимума для психологопедагогического отслеживания
динамики развития
воспитанников, в том числе
измерение их личностных
образовательных результатов;
- наличие условий для

Соответствие МТБ современным
требованиям
Соответствие РППС требованиям ФГОС
ДО и ООП/АООП ДО ДОУ
- % оснащенности для организации
совместной и самостоятельной
деятельности взрослого и воспитанников;
- % оснащенности методическим
материалом;
- наличие разнообразных игр и игрушек;
- использование образовательных
технологий деятельностного типа
- % соответствия примерного перечня
детских игр игрушек, дидактического
материала, издательской продукции в
группе;
- % наличия оборудования для
продуктивной деятельности в группе
- % наличия оборудования для
познавательно- исследовательской
деятельности в группе;
- % наличия материалов и
оборудования для двигательной
активности в группе;
- % наличия оборудования для
организации музыкальнохудожественной, коммуникативной
деятельности в группе
Наличие ТСО в ДОУ
Соответствие требованиям ООП/АООП
ДО ДОУ
Соответствие требованиям ООП/АООП
ДО ДОУ

2 раза в год

Заведующий,
завхоз

Общее собрание
работников ДОУ

1 раз в год

Старший
воспитатель

Педагогический
совет

1 раз в год

Старший
воспитатель

Педагогический
совет

1 раз в год

Старший
воспитатель

Педагогический
совет

Аналитическая
справка

Аналитическая
справка на конец
учебного года

5. Готовность к
дальнейшему
обучению

медицинского
сопровождения
воспитанников в целях
охраны и укрепления их
здоровья, коррекции,
имеющихся проблем со
здоровьем;
- наличие консультативной
поддержки педагогов и
родителей (законных
представителей) по вопросам
коррекции, образования
воспитанников, инклюзивного
образования;
- наличие организационнометодического сопровождения
процесса реализации
ООП/АООП ДО ДОУ, в том
числе, в плане взаимодействия
с социумом;
- оценка возможности
предоставления информации о
ООП/АООП ДО ДОУ семьям
воспитанников и всем
заинтересованным лицам,
вовлечённым в
образовательную деятельность,
а также широкой
общественности;
- оценка эффективности
оздоровительной работы
здоровьесберегающие
мероприятия, режим дня и т.п.
Диагностика целевых
показателей

- % готовности к школьному обучению

1 раз в год

- % освоения ООП/АООП ДО ДОУ
2 раза в год

Воспитатели
подготовительных
групп, педагогпсихолог, учителялогопеды, учительдефектолог

% готовности
Педагогический
совет

% уровня освоения
ООП/АООП ДО
ДОУ

6. Развитие системы
поддержки и
развития
талантливых и
одарённых детей
7. Уровень
профессиональной
компетентности
кадров.

Условия, способствующие
выявлению и развитию
талантливых и одаренных
детей

- Доля воспитанников, принимающих
участие в конкурсах различного уровня в
общей численности воспитанников

-Укомплектованность кадрами

% укомплектованности
квалифицированными кадрами

- Прохождение КПК

- Удельный вес численности
педагогических работников, прошедших
повышение квалификации или
профессиональную переподготовку, от
общей численности педагогических
работников дошкольного учреждения
- Удельный вес численности
педагогических работников дошкольного
образовательного учреждения, имеющих
высшую и первую квалификационные
категории, в общей численности
педагогов дошкольного образовательного
учреждения
-Рост удовлетворенности населения
качеством дошкольного образования;
-Наличие и актуальное наполнение сайта

- Аттестация педагогических
кадров

8. Удовлетворённость - Выполнение муниципального
населения
задания
качеством
- Опрос родителей
предоставляемых
услуг в ДОУ
- Взаимодействие с родителями
- Информационная открытость

2 раза в год

Зам.зав. по ВР

1 раз в год
(апрель-май)
1 раз в год
(апрель-май)

Заведующий
Зам. зав. ВР
Заведующий
Зам.зав. по
ВР

ежеквартально

Заведующий

2 раза в год

Зам.зав. по ВР

в течение года

Зам.зав. по ВР

ежемесячно

Зам.зав. по ВР

Педагогический
совет

% детей,
участников
конкурсов

Педагогический
совет
Педагогический
совет

% выполнения
плана
% педагогов с
высшей и первой
кв. категорией

Педагогический
совет

Отчет о
выполнении
Аналитическая
справка
План мероприятий
Акт
самообследования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».