Глава 1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение об организации тьюторского сопровождения в МБДОУ детский сад № 275(далее - Положение) разработано в соответствии с: – Федеральными законами Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – Положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями); – Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 года № 761-н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; – Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10н и иных нормативно- правовых актов, регулирующих трудовые отношения – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)» утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ17.10.2013 № 1155; – Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования. 1.2. Основные понятия: Тьютор - это педагог, обеспечивающий подбор методических средств для организации и реализации индивидуальных учебных планов , образовательных маршрутов, и оказанию помощи воспитанникам в их освоении , обеспечивающий подбор методических средств для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды, средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, обеспечивающий методическое взаимодействие субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса, подбор и разработку методических материалов, необходимых для организации познавательной, творческой, игровой деятельности воспитанников. Тьюторское сопровождение – это образовательная технология, в рамках которой основной формой работы тьютора является педагогическое сопровождение воспитанников в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, и реализации адаптированной образовательной программы обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с применением методов прикладного анализа поведения, методов педагогической диагностики, приемов организации игровой, творческой деятельности воспитанников разного возраста, применения навыков индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей) воспитанников и сотрудников МБДОУ детский сад №275 по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (далее — ИОМ), индивидуальных учебных планов (далее — ИУП), выбора и продолжения образования. Тьюторант- воспитанник, осваивающий в условиях тьюторского сопровождения ИОМ, ИУП в дошкольной образовательной организации. Тьютор назначается на должность и освобождается от должности заведующим МБДОУ. Тьютор закрепляется за группой компенсирующей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с ЗПР для педагогического сопровождения реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, планов. Тьютор, должен иметь: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его последующего трудоустройства. Особые условия допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу)и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Требования к образованию и обучению не предъявляются. 1.3.Положение регулирует организацию тьюторской деятельности в МБДОУ. 1.4. Настоящее Положение созвано с целью организации образовательной деятельности, социализации и воспитания ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида в рамках психологопедагогического сопровождения в условиях детского сада. 1.5. Положение разработано с целью организации командного стиля работы и построения успешной инклюзии, создания сотрудничества разных специалистов и педагогических работников Учреждения. 1.6. Настоящее Положение разработано для реализации задач, стоящих перед тьютором, необходимостью определения круга компетенций тьютора в инклюзивном образовании. 1.7. Реализация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов является одним из механизмов повышения эффективности деятельности Учреждения и улучшения качества инклюзивного образования и воспитания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 1.8. Настоящее Положение об организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в Учреждении определяет права и обязанности участников инклюзивной деятельности. Глава 2. Цель и задачи тьюторского сопровождения 2.1. Цель работы тьютора заключается: – в педагогическом сопровождении воспитанников с особенностями в развитии и реализации, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; – в создании условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду детского сада; – в поддержке и сопровождении его образовательной деятельности, основываясь на принципах индивидуализации и индивидуального подхода. 2.2. Задачи: – создание условий для успешного развития ребенка; – создание условий для успешной социализации ребенка; – максимальное раскрытие потенциала личности ребенка. 2.3.Средства: – организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места – отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; – Понимание тьютором и педагогом зон ближайшего развития воспитанника с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация образовательного материала (АООП ДО). 2.4. Более конкретные задачи работы тьютора обусловлены возможностями и личными качествами детей. В каждом конкретном случае условия, необходимые для успешного инклюзивного образования, будут разными, поэтому содержание деятельности выстраивается с учетом индивидуальных возможностей ребенка с ОВЗ или ребенкаинвалида. Глава 3. Функции тьюторского сопровождения Организуя тьюторское сопровождение воспитанника дошкольного образовательного учреждения , тьютор осуществляет следующие функции: 3.1. Диагностическая: мониторинг и диагностика индивидуальных потребностей интересов, склонностей, мотивов, познавательных способностей воспитанника. 3.2. Проектировочная: выявление и определение возможностей для преодоления имеющихся у воспитанника проблем, разработка и подбор средств и процедур тьюторского сопровождения воспитанника в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям развития . 3.3. Реализационная: оказание помощи и психолого- педагогического сопровождения воспитанника в образовательном пространстве образовательной организации, по ИОМ и ИУП . 3.4. Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИОМ, ИУП, результатов адаптации и социализации. Глава 4. Содержание деятельности тьютора 4.1. Тьютор в Учреждении: – выявляет индивидуальные особенности, интересы, способности, проблемы, затруднения воспитанников в процессе образования; – организует участие воспитанников в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; – осуществляет педагогическую поддержку рефлексии воспитанников результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; – совместно с методистом, воспитателем, специалистами Учреждения при участии родителей (законных представителей) ребенка участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута и его регулярной корректировке; – создает, проектирует развивающую среду, организует различные формы доступа воспитанников к ресурсам среды в соответствии с их возрастом, опытом, навыками; – выявляет и систематизирует образовательные ресурсы внутри и вне образовательной Учреждения; – организует открытые образовательные пространства для проектирования, исследования, творчества, коммуникации воспитанников; – для выполнения образовательных задач использует технологии, приемы, методы и средства, соответствующие возрастным, психофизическим особенностям воспитанника; – обеспечивает соблюдение и корректировку ребенком режима дня и индивидуальной образовательного маршрута; – взаимодействует со специалистами образовательной организации, другими – специалистами по возникающим проблемам и их решению в общении воспитанника (группы); – осуществляет организационную и методическую помощь воспитателю в работе с ребенком с особыми образовательными возможностями и инвалидностью в группе; – осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует их о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь; – оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки воспитанников в освоении индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; – – – – организует (с согласия родителей (законных представителей) патронаж на дому для детей длительно не посещающих Учреждение по причине: подготовка к операции, реабилитация после длительной болезни и т.д. случаи длительного непосещения ребенком Учреждения, с целью организации непрерывной образовательной деятельности; проектирует дополнительные элементы образовательной среды и навигацию по ресурсам среды для воспитанников с учетом особенностей их возраста и образовательной программы; своевременно и качественно ведет документацию; при необходимости ведет коррекционно-развивающую работу с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Глава 5. Организация деятельности тьютора 5.1. Должность тьютора вносится в штатное расписание Учреждения. 5.2. За ребенком с ОВЗ, ребенком-инвалидом закрепляется тьютор при наличии у данных детей заключения ТПМП комиссии с прописанными рекомендациями по тьюторскому сопровождению. 5.3. Для работы тьютора должны быть созданы условия: – организованное рабочее место; – наличие программно-методического материала; – организовано место отдыха ребенка (уголок или комната уединения); – информационное пространство; – сетевое взаимодействие с педагогическими, медицинскими работниками Учреждения. 5.4. Рабочее время тьютора 7 часов 12 минут в день без перерыва. Начало рабочего времени выстраивается с часа прихода ребенка, которого сопровождает тьютор в Учреждении. 5.5. Тьютор в своей работе контактирует: – с администрацией Учреждения; – с воспитателем; – с учителем-дефектологом или с учителем-логопедом; • с педагогом-психологом; – с музыкальным руководителем; – с инструктором по физической культуре; – с младшим воспитателем; – родителями (законными представителями). 5.6. Тьютор в своей работе: – формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, следит за состоянием ребенка (эмоциональным и физическим); – координирует общую деятельность воспитанника, дозирует учебную нагрузку; – адаптирует образовательную программу или индивидуальный образовательный маршрут в соответствии возможностями ребенка и особыми образовательными нуждами; – соотносит задания воспитателя или специалистов с возможностями ребенка, варьирует количество заданий в зависимости от уровня понимания и темпа деятельности; – следит за организацией рабочего пространства ребенка; – по необходимости оказывает помощь ребенку в самообслуживании; – в рамках инклюзивного образования обеспечивает ребенку с ОВЗ общение с детьми не только своей группы, но и детьми из разновозрастных общеразвивающих групп (частичная или точечная инклюзия); – контактирует с родителями (законными представителями) воспитанника в формате консультаций, бесед, фото или видео отчетов (при согласии родителей или законных представителей), а также посещает семью на дому. Глава 6. Средства, формы и методы тьюторского сопровождения Цель и задачи тьюторского сопровождения достигаются следующими средствами: – организация и адаптация предметно пространственной и образовательной среды в дошкольной образовательной организации к возможностям тьюторанта: – выявление зон ближайшего развития воспитанника с ОВЗ или инвалидностью, опоры на его внутренние, скрытые ресурсы; – дозирование образовательной нагрузки, посредством применения модульного образования, применение гибкого учебного плана, адаптации образовательного и методического материала . Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред воспитаннику. – – – – – Глава 7. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации Результатами тьюторского сопровождения являются: адаптация ребенка к среде дошкольной образовательной организации, изменение поведения ребенка; развитие коммуникативных способностей ребенка; динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития ребенка, развитие самостоятельности ребенка. Фиксация результатов работы тьютора отражается: в портфолио воспитанника; в дневнике наблюдений тьютора, карте динамики развития воспитанника. Глава 8. Документация тьютора 8.1.Тьютор в своей работе ведет следующую документацию: – план работы на год, триместр; – ИОМ, ИУП на 3 месяца, на 1 год; – дневник наблюдений, карта динамики развития воспитанника. – анализ реализации ИОМ , ИУП в виде аналитической справки; – материалы мониторинга образовательных эффектов и результатов индивидуализации образования тьюторанта; – журнал учета посещаемости и заболеваемости тьюторанта; – тетрадь регистрации оказания консультационной помощи педагогическим сотрудникам дошкольной образовательной организации; – тетрадь регистрации оказания консультационной помощи родителям (законным представителям) воспитанника; – график работы тьютора (утверждённый руководителем дошкольной образовательной организацией); – список воспитанников получающих психолого-педагогическое сопровождение тьютора. Глава 9. Взаимодействие по должностям 9.1. Работу тьютора непосредственно курирует заместитель заведующего по УВР, руководитель дошкольной образовательной организации. 9.2. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическими работниками дошкольной образовательной организации, родителями (законными представителями) воспитанника, руководителем образовательной организации, инспекцией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным по правам ребенка, а также сотрудничает со специалистами учреждений, ведомств по вопросам создания условий для развития личности тьторанта, оказания помощи по обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенции. Глава 10. Заключительные положения 10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБДОУ детский сад № 275 утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, регистрируются в протоколе и оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 10.3. Положение принимается на неопределённый срок. Изменения и дополнения к данному локальному акту принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.