Положение об организации тьюторского сопровождения в МБДОУ детский сад №275.pdf

Глава 1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение об организации тьюторского сопровождения в МБДОУ детский
сад № 275(далее - Положение) разработано в соответствии с:
– Федеральными законами Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
– Положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от
30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями);
– Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010
года № 761-н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»;
– Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января
2017 г. № 10н и иных нормативно- правовых актов, регулирующих трудовые отношения
– Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
– Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (ФГОС ДО)» утверждён Приказом Министерства образования и науки
РФ17.10.2013 № 1155;
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным
программам дошкольного образования.
1.2. Основные понятия:
Тьютор - это педагог, обеспечивающий подбор методических средств для
организации и реализации индивидуальных учебных планов , образовательных маршрутов,
и оказанию помощи воспитанникам в их освоении , обеспечивающий подбор методических
средств для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды,
средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования
адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью,
обеспечивающий методическое взаимодействие субъектов образования в целях
индивидуализации образовательного процесса, подбор и разработку методических
материалов, необходимых для организации познавательной, творческой, игровой
деятельности воспитанников.
Тьюторское сопровождение – это образовательная технология, в рамках которой
основной формой работы тьютора является педагогическое сопровождение воспитанников
в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, и реализации
адаптированной образовательной программы обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с
применением методов прикладного анализа поведения, методов педагогической
диагностики, приемов организации игровой, творческой деятельности воспитанников
разного возраста, применения навыков индивидуального и группового консультирования
родителей (законных представителей) воспитанников и сотрудников МБДОУ детский сад
№275 по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных
маршрутов (далее — ИОМ), индивидуальных учебных планов (далее — ИУП), выбора и
продолжения образования.
Тьюторант- воспитанник, осваивающий в условиях тьюторского сопровождения
ИОМ, ИУП в дошкольной образовательной организации.
Тьютор назначается на должность и освобождается от должности заведующим
МБДОУ.
Тьютор закрепляется за группой компенсирующей направленности для детей в
возрасте от 5 до 7 лет с ЗПР для педагогического сопровождения реализации

обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и
инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, планов.
Тьютор, должен иметь: высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические
науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной
деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе
с получением его последующего трудоустройства.
Особые условия допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие
педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации,
прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу)и периодических
медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров
(обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Требования к образованию и обучению не предъявляются.
1.3.Положение регулирует организацию тьюторской деятельности в МБДОУ.
1.4. Настоящее Положение созвано с целью организации образовательной деятельности,
социализации и воспитания ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида в рамках психологопедагогического сопровождения в условиях детского сада.
1.5. Положение разработано с целью организации командного стиля работы и построения
успешной инклюзии, создания сотрудничества разных специалистов и педагогических
работников Учреждения.
1.6. Настоящее Положение разработано для реализации задач, стоящих перед тьютором,
необходимостью определения круга компетенций тьютора в инклюзивном образовании.
1.7. Реализация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов является
одним из механизмов повышения эффективности деятельности Учреждения и улучшения
качества инклюзивного образования и воспитания воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
1.8. Настоящее Положение об организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в
Учреждении определяет права и обязанности участников инклюзивной деятельности.
Глава 2. Цель и задачи тьюторского сопровождения
2.1. Цель работы тьютора заключается:
– в педагогическом сопровождении воспитанников с особенностями в развитии и
реализации, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
– в создании условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в
среду детского сада;
– в поддержке и сопровождении его образовательной деятельности, основываясь на
принципах индивидуализации и индивидуального подхода.
2.2. Задачи:
– создание условий для успешного развития ребенка;
– создание условий для успешной социализации ребенка;
– максимальное раскрытие потенциала личности ребенка.
2.3.Средства:
– организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места
– отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ;
– Понимание тьютором и педагогом зон ближайшего развития воспитанника с
особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование
нагрузки, адаптация образовательного материала (АООП ДО).
2.4. Более конкретные задачи работы тьютора обусловлены возможностями и личными
качествами детей. В каждом конкретном случае условия, необходимые для успешного

инклюзивного образования, будут разными, поэтому содержание деятельности
выстраивается с учетом индивидуальных возможностей ребенка с ОВЗ или ребенкаинвалида.
Глава 3. Функции тьюторского сопровождения
Организуя
тьюторское
сопровождение
воспитанника
дошкольного
образовательного учреждения , тьютор осуществляет следующие функции:
3.1. Диагностическая: мониторинг и диагностика индивидуальных потребностей
интересов, склонностей, мотивов, познавательных способностей воспитанника.
3.2. Проектировочная: выявление и определение возможностей для преодоления
имеющихся у воспитанника проблем, разработка и подбор средств и процедур
тьюторского
сопровождения
воспитанника
в
образовательном
процессе,
соответствующих индивидуальным особенностям развития .
3.3. Реализационная: оказание помощи и психолого- педагогического сопровождения
воспитанника в образовательном пространстве образовательной организации, по ИОМ и
ИУП .
3.4. Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИОМ, ИУП, результатов
адаптации и социализации.
Глава 4. Содержание деятельности тьютора
4.1. Тьютор в Учреждении:
– выявляет индивидуальные особенности, интересы, способности, проблемы,
затруднения воспитанников в процессе образования;
– организует участие воспитанников в разработке индивидуальных образовательных
маршрутов, проектов;
– осуществляет педагогическую поддержку рефлексии воспитанников результатов
реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
– совместно с методистом, воспитателем, специалистами Учреждения при участии
родителей (законных представителей) ребенка участвует в составлении
индивидуального образовательного маршрута и его регулярной корректировке;
– создает, проектирует развивающую среду, организует различные формы доступа
воспитанников к ресурсам среды в соответствии с их возрастом, опытом, навыками;
– выявляет и систематизирует образовательные ресурсы внутри и вне образовательной
Учреждения;
– организует открытые образовательные пространства для проектирования,
исследования, творчества, коммуникации воспитанников;
– для выполнения образовательных задач использует технологии, приемы, методы и
средства, соответствующие возрастным, психофизическим особенностям
воспитанника;
– обеспечивает соблюдение и корректировку ребенком режима дня и индивидуальной
образовательного маршрута;
– взаимодействует со специалистами образовательной организации, другими
– специалистами по возникающим проблемам и их решению в общении воспитанника
(группы);
– осуществляет организационную и методическую помощь воспитателю в работе с
ребенком с особыми образовательными возможностями и инвалидностью в группе;
– осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует их о
достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную
помощь;
– оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды для
поддержки воспитанников в освоении индивидуальных образовательных маршрутов,
проектов;

–

–
–
–

организует (с согласия родителей (законных представителей) патронаж на дому для
детей длительно не посещающих Учреждение по причине: подготовка к операции,
реабилитация после длительной болезни и т.д. случаи длительного непосещения
ребенком Учреждения, с целью организации непрерывной образовательной
деятельности;
проектирует дополнительные элементы образовательной среды и навигацию по
ресурсам среды для воспитанников с учетом особенностей их возраста и
образовательной программы;
своевременно и качественно ведет документацию;
при необходимости ведет коррекционно-развивающую работу с воспитанниками с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Глава 5. Организация деятельности тьютора

5.1. Должность тьютора вносится в штатное расписание Учреждения.
5.2. За ребенком с ОВЗ, ребенком-инвалидом закрепляется тьютор при наличии у данных
детей заключения ТПМП комиссии с прописанными рекомендациями по тьюторскому
сопровождению.
5.3. Для работы тьютора должны быть созданы условия:
– организованное рабочее место;
– наличие программно-методического материала;
– организовано место отдыха ребенка (уголок или комната уединения);
– информационное пространство;
– сетевое взаимодействие с педагогическими, медицинскими работниками
Учреждения.
5.4. Рабочее время тьютора 7 часов 12 минут в день без перерыва. Начало рабочего времени
выстраивается с часа прихода ребенка, которого сопровождает тьютор в Учреждении.
5.5. Тьютор в своей работе контактирует:
– с администрацией Учреждения;
– с воспитателем;
– с учителем-дефектологом или с учителем-логопедом; • с педагогом-психологом;
– с музыкальным руководителем;
– с инструктором по физической культуре;
– с младшим воспитателем;
– родителями (законными представителями).
5.6. Тьютор в своей работе:
– формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным,
следит за состоянием ребенка (эмоциональным и физическим);
– координирует общую деятельность воспитанника, дозирует учебную нагрузку;
– адаптирует образовательную программу или индивидуальный образовательный
маршрут в соответствии возможностями ребенка и особыми образовательными
нуждами;
– соотносит задания воспитателя или специалистов с возможностями ребенка,
варьирует количество заданий в зависимости от уровня понимания и темпа
деятельности;
– следит за организацией рабочего пространства ребенка;
– по необходимости оказывает помощь ребенку в самообслуживании;
– в рамках инклюзивного образования обеспечивает ребенку с ОВЗ общение с детьми
не только своей группы, но и детьми из разновозрастных общеразвивающих групп
(частичная или точечная инклюзия);

–

контактирует с родителями (законными представителями) воспитанника в формате
консультаций, бесед, фото или видео отчетов (при согласии родителей или законных
представителей), а также посещает семью на дому.

Глава 6. Средства, формы и методы тьюторского сопровождения
Цель и задачи тьюторского сопровождения достигаются следующими средствами:
– организация и адаптация предметно пространственной и образовательной среды в
дошкольной образовательной организации к возможностям тьюторанта:
– выявление зон ближайшего развития воспитанника с ОВЗ или инвалидностью,
опоры на его внутренние, скрытые ресурсы;
– дозирование образовательной нагрузки, посредством применения модульного
образования, применение гибкого учебного плана, адаптации образовательного и
методического материала .
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий,
эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не
наносящих вред воспитаннику.

–
–
–
–
–

Глава 7. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации
Результатами тьюторского сопровождения являются:
адаптация ребенка к среде дошкольной образовательной организации, изменение
поведения ребенка;
развитие коммуникативных способностей ребенка;
динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития
ребенка, развитие самостоятельности ребенка.
Фиксация результатов работы тьютора отражается:
в портфолио воспитанника;
в дневнике наблюдений тьютора, карте динамики развития воспитанника.

Глава 8. Документация тьютора
8.1.Тьютор в своей работе ведет следующую документацию:
– план работы на год, триместр;
– ИОМ, ИУП на 3 месяца, на 1 год;
– дневник наблюдений, карта динамики развития воспитанника.
– анализ реализации ИОМ , ИУП в виде аналитической справки;
– материалы
мониторинга
образовательных
эффектов
и
результатов
индивидуализации образования тьюторанта;
– журнал учета посещаемости и заболеваемости тьюторанта;
– тетрадь регистрации оказания консультационной помощи педагогическим
сотрудникам дошкольной образовательной организации;
– тетрадь регистрации оказания консультационной помощи родителям (законным
представителям) воспитанника;
– график
работы
тьютора
(утверждённый
руководителем
дошкольной
образовательной организацией);
– список воспитанников получающих психолого-педагогическое сопровождение
тьютора.
Глава 9. Взаимодействие по должностям
9.1. Работу тьютора непосредственно курирует заместитель заведующего по УВР,
руководитель дошкольной образовательной организации.
9.2. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическими
работниками дошкольной образовательной организации, родителями (законными

представителями) воспитанника, руководителем образовательной организации,
инспекцией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным по правам
ребенка, а также сотрудничает со специалистами учреждений, ведомств по вопросам
создания условий для развития личности тьторанта, оказания помощи по обеспечению его
социальной защиты в рамках своей компетенции.
Глава 10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБДОУ детский сад
№ 275 утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, регистрируются в
протоколе и оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение принимается на неопределённый срок. Изменения и дополнения к
данному локальному акту принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего
Положения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».